Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия АС-2 - это внедорожное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и груза по снегу, льду или воде. Это уникальное транспортное средство может использоваться как для решения специальных задач по перевозке людей и грузов в условиях бездорожья, так и для активного отдыха. Привычные "автомобильные" органы управления, эффективная система амортизации, наряду с лучшими в своем классе маневренностью и комфортом, позволят получать удовольствие от поездок на аэросанях. При движении по ровной снежной поверхности АС-2 развивают скорость до 90 км/ч, по спокойной воде - до 50 км/ч.




Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия "АС-2" ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия А-3
ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия А-3
ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия А-3
ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия А-3
ОАО «Туполев»

Аэросани-амфибия
ОАО «Туполев»

Аэросани АНТ-IV
ОАО «Туполев»

АС-2 способны преодолевать:

  • покрытые глубоким рыхлым снегом поверхности с уклонами до 15 градусов, надувами и застругами;
  • битый лед, полыньи;
  • покрытые водой заболоченные поверхности с кустарником высотой до 1 м; заросшие травой и камышами водоемы;
  • реки и озера при высоте волны до 0,4 м;
  • мелководные участки водоемов глубиной не менее 0,2 м;
  • илистые отмели шириной до 100 м.

Аэросани-амфибия АС-2 - это уже третье поколение аэросаней, созданное в конструкторском бюро А.Н.Туполева. При создании АС-2 был использован весь богатейший опыт проектирования и эксплуатации аэросаней предыдущих поколений. Это позволило сделать уникальную машину, удовлетворяющую всем современным требованиям к транспортным средствам подобного назначения.

Основное преимущества аэросаней AC-2:

  • модульная конструкция;
  • наличие системы амортизации;
  • безангарная эксплуатация;
  • высокая эвакопригодность;
  • широкое применение серийных автомобильных агрегатов, включая автомобильный бензиновый двигатель мощностью 150 л.с., работающий на бензине марки АИ-92;
  • многолопастный винт, расположенный в профилированном кольце, что позволило повысить КПД движителя;
  • невысокая повреждаемость днища.-

Достоинства проекта были отмечены дипломом первой степени и золотой медалью на всемирной выставке в Бельгии "Брюссель-Эврика". С проектом аэросаней-амфибии АС-2 ознакомился Президент Российской Федерации В.В. Путин. В настоящее время проведены ходовые испытания и завершена сертификация АС-2. Получены свидетельство о признании Российского Речного Регистра и сертификат одобрения типовой конструкции. На производственных площадях ОАО "Туполев" развернуто серийное производство. Имеется положительный опыт эксплуатации амфибии в условиях средней полосы России, Урала и Астраханской области специалистами МЧС и сотрудниками ВВ МВД России.

Технические характеристики аэросаней-амфибии АС-2:

максимальный стартовый вес амфибии, кг 1500
длина, м 5,6
ширина, м 2,2
высота, м 2,3
мощность двигателя, л.с. 150
коммерческая нагрузка, включая водителя, кг 400
крейсерская скорость:  
на снегу, км/ч 60
на воде, км/ч 40
максимальная скорость при массе 1500 кг:  
на снегу, км/ч 90
на воде, км/ч 50
максимальный запас хода с нагрузкой 400 кг, час 8
экипаж, чел. 1
пассажиров, включая водителя, чел. 4

Конструктивные и технологические особенности АС-2

Принципиальным конструктивным отличием АС-2 от всех известных аналогов является наличие системы амортизации кабины относительно лодки-лыжи. Применение такой схемы уменьшает нагрузки на агрегаты и системы в 3,5-5 раз, повышает срок службы конструкции, надежность работы систем и агрегатов, обеспечивает высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров. Конструкция аэросаней выполнена из дюралевых сплавов. Днище лодки имеет неметаллическое покрытие для улучшения скольжения и уменьшения повреждаемости при движении по различным типам опорной поверхности в различных климатических условиях.

В качестве движителя применен многолопастный воздушный винт в профилированном аэродинамическом кольце. Автомобильный четырехцилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, оснащен комплексной микропроцессорной системой управления работой. В случае необходимости возможно переоборудование топливной системы на питание сжатым или сжиженным природным газом.

Малая удельная нагрузка на днище не только повышает проходимость АС-2, но и не повреждает поверхность трассы, что крайне важно для экосистем с длительным сроком саморегенерации (например, оленьи пастбища в приполярных районах).

Использование в качестве движителя толкающего воздушного винта снижает до минимума повреждающее воздействие на флору и фауну водоемов. Автомобильный двигатель позволяет использовать в качестве топлива сжатый и сжиженный газ, что уменьшает токсичность выхлопных газов и их влияние на окружающую среду.

Амфибия оборудована эффективной системой управления, обеспечивающей уверенное и точное движение по заданному курсу на всех типах трассы, что позволяет снять излишнюю нагрузку с водителя при длительных переходах на амфибии.

В стандартной комплектации АС-2 оборудованы:

  • жесткой закрытой кабиной со встроенным каркасом безопасности, защищающим водителя и пассажиров;
  • системой амортизации;
  • системой обдува лобового стекла;
  • звукопоглощающей и противопожарной перегородкой между двигателем и пассажирским салоном;
  • системой головного света и поисковым прожектором;
  • системой обогрева кабины;
  • тепло и шумоизоляцией кабины;
  • двумя помпами для откачки воды из лодки, включающимися автоматически;
  • стеклоочистителем лобового стекла;
  • омывателем лобового стекла;
  • кормовыми швартовочными узлами для буксировки за амфибией грузов по воде и снегу
  • бортовыми осветительно-навигационными огнями;
  • тахометром, указателем количества топлива с лампой аварийного остатка, вольтметром, указателем температуры охлаждающей жидкости, указателем давления масла, прикуривателем, розеткой для переносной лампы.

Каждая амфибия проходит сдаточные испытания в органах Российского Речного Регистра и комплектуется документацией для постановки на учет по месту эксплуатации в органах Российского Речного Регистра.

Компоновки салона AC-2

В ходе проектирования АС-2 разработчики предусмотрели широкую гамму разнообразных конвертируемых компоновок салона АС-2, применяемую для решения различных эксплуатационных задач. Силами одного человека базовый вариант аэросаней (водитель, 3 пассажира и груз) в течение 30 минут может быть переоборудован в грузопассажирский (водитель, один пассажир и груз 250 кг) или санитарный вариант (водитель, сопровождающий и больной на носилках).

Установка дополнительного оборудования

Предусмотрена возможность установки современного радиосвязного и навигационного оборудования и автономного обогревателя салона и двигателя. В случае необходимости на аэросанях-амфибии возможна замена двигателя на модель другого производителя или иной мощности. Оснащение АС-2 автомобильным двигателем с большим сроком межремонтного обслуживания, высокая ремонтнопригодность модульной конструкции, сочетаемая с возможностью производства ремонта и замены агрегатов в полевых условиях, значительно упрощают и удешевляют эксплуатацию аэросаней.

На АС-2 установлена широкая дверь гильотинного типа, обеспечивающая пассажирам свободный вход и выход из кабины, а также дополнительные удобства при швартовке к высокому причалу и при перемещении людей вдоль борта при нахождении АС-2 на плаву.

Транспортировка аэросаней-амфибии AC-2

Аэросани-амфибия могут транспортироваться как на прицепе за грузовым автомобилем, так и в кузове грузовика. Операция по подготовке и сбросу аэросаней на снег (воду) с транспортировочного прицепа занимает 10 - 15 минут, после чего аэросани готовы к немедленной эксплуатации. Операция по подъему аэросаней на транспортировочный прицеп и подготовка к буксировке занимает такое же время. На аэросанях предусмотрена возможность самовытаскивания с помощью лебедки.

История создания аэросаней в КБ Туполева

Проектирование и постройка аэросаней - направление, заложенное основателем фирмы А.Н. Туполевым. Цельнометаллические аэросани - это первый опыт применения кольчугалюминия, использованный А.Н. Туполевым впоследствии в авиастроении. В 1924 году были построены лыжные цельнометаллические аэросани АНТ-IV, которые использовались для регулярной перевозки людей и грузов на трассе Чебоксары-Канаш. Во время Отечественной войны аэросани успешно применялись на Ленинградском фронте для разведки и высадки десанта.

В 70-80 годы были созданы и успешно эксплуатировались аэросани второго поколения А-3. Особенностью машины являлся корпус, выполненный в виде лодки-лыжи и авиационный двигатель мощностью 350 л.с. Это обеспечивало хорошие амфибийные качества аэросаням. Более 700 машин в течение 40 лет эксплуатировались связистами, геологами, пограничниками. Они продавались в Канаде, Финляндии, Венгрии.



Использованы материалы порталов:

http://www.tupolev.ru ОАО «Туполев».

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.