Колёсная БАЗа. Ракетоносители.
Колёсная база ракетного щита СССР и России.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Август 2006.
Использованы материалы порталов:
//leon-esman.chat.ru   //legion.wplus.net  //voenavto.almanacwhf.ru


ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 ЗиЛ-135К  ЗиЛ-135Л  ЗиЛ-135Л "Ураган"  ЗиЛ-135Л "Ураган"  БАЗ-135Л4
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 МАЗ-535  МАЗ-537  МАЗ-543П  МАЗ-543А  РСЗО 9К58 "Смерч"
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
МАЗ-543М С-300ПС/ПМ  МАЗ-543М "Рубеж"  МАЗ-543М "Берег"  МАЗ-543М "Берег"  МАЗ-7410
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 РСЗО 9К58 "Смерч" МАЗ-543М С-300ПС/ПМ  МАЗ-547 "Темп-2С"  МАЗ–7916 "Пионер"  МАЗ-7912 "Тополь"
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 МАЗ-7917 "Тополь" МЗКТ-79221 "Тополь-М"  МАЗ-7906  МАЗ-7907  БАЗ-5921 "Точка"
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 БАЗ-5937 "Оса" БАЗ-6944 "Ока"  БАЗ-6953  ПЭУ-1  ЗиЛ-4906
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 БАЗ-6909  БАЗ-6306  БАЗ-690951  БАЗ-69099  БАЗ-6910
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 МАЗ-543a МЗКТ-7930  МЗКТ-8021  МЗКТ-7414  МЗКТ-7930 "ТММ-6"
ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135 ЗиЛ-135
 КЗКТ-6531  КЗКТ-80051  КЗКТ-8014  КЗКТ-74281  КЗКТ-74281


В начале шестидесятых годов Советские Вооруженные Силы пожелали установить ряд разрабатывавшихся в то время мобильных систем тяжелого оружия на колесном шасси. Для решения этой задачи потребовалось создать несколько новых образцов автомобильной техники, обладавших повышенными возможностями, так как существовавшие тогда автомобили не годились для монтажа на их базе тяжелых элементов этих комплексов вооружений (пусковых установок, больших аппаратных модулей и т.п.). Технические данные создававшихся автомашин являлись функцией массово-габаритных характеристик того оборудования, которое предполагалось установить на их шасси. Примером подобных машин стало созданное в Специальном конструкторском бюро московского автозавода им. Лихачева семейство четырехосных автомобилей ЗиЛ-135.

ЗиЛ-135К. Первой модификацией семейства был созданный в 1961 году автомобиль ЗиЛ-135К. Машина имела четыре ведущих оси. Колеса не имели упругой подвески - амортизация обеспечивалась упругостью шин. Первая и четвертая пары колес были сделаны управляемыми. Благодаря такому решению машина обладала очень высокой проходимостью, так как при повороте все колеса находились практически в одной колее. Автомобиль оснащался системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей ЗиЛ-375Я мощностью 175 л.с., аналогичных устанавливаемым на грузовиках Урал-375Д. Двигатели размещались в передней части машины под значительно вынесенной вперед кабиной управления. Каждый двигатель приводил через гидромеханическую трансмиссию колеса одного борта. Автомобиль производился серийно Брянским автозаводом с 1961 года. На его шасси была создана пусковая установка противокорабельной ракеты С-5. Конструкция ЗиЛ-135К с течением времени подверглась изменениям. Вместо двух карбюраторных двигателей ЗиЛ-375 на машину стали устанавливать один дизель ЯМЗ-238Н. Соответственно была изменена трансмиссия - в ее схему была включена раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом. Также на автомобиль была установлена кабина увеличенной вместимости. Новая машина поучила индекс ЗиЛ-135МБ и стала выпускаться серийно под обозначением БАЗ-135МБ. На ее шасси монтировались пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Редут" и комплекса воздушной разведки "Рейс". Позднее на основе БАЗ-135МБ был выпущен бортовой автомобиль БАЗ-135МБК.

ЗиЛ-135Л. В 1962 году был построен автомобиль ЗиЛ-135Л. В отличие от ЗиЛ-135К он имел укороченную колесную базу, а также независимую торсионную подвеску колес первой и четвертой осей. Диаметр колес также был увеличен. Несколько изменилась компоновка машины - двигатели теперь монтировались между первой и второй осями. На машину была установлена кабина иной, чем у ЗиЛ-135К конструкции, выполненная из неметаллического материала. На базе ЗиЛ-135Л были созданы модификации ЗиЛ-135ЛМ и ЗиЛ-135ЛТМ, имевшие механическую трансмиссию вместо гидромеханической. Эти машины выпускались серийно в Брянске с конца 1963 года. Они послужили основой для пусковых установок и транспортно-заряжающих машин ракетного комплекса тактического назначения 9К52 "Луна-М" (ПУ 9П113 и ТЗМ 9Т29) и РСЗО 9К57 "Ураган" (ПУ 9П140 и ТЗМ 9Т452). В восьмидесятые годы ЗиЛ-135ЛМ был модернизирован и получил обозначение ЗиЛ-135ЛМП. В 1968 году на базе ЗиЛ-135Л была выпущена малая партия бортовых автомобилей БАЗ-135Л4. Брянский автозавод, взяв за основу конструктивные решения автомобиля ЗиЛ-135, построил в семидесятых годах плавающую четырехосную машину, послужившую базой для самоходного понтонного парка.

МАЗ-535. Автомобили семейства МАЗ-535, созданные в начале шестидесятых годов на Минском автозаводе, использовались в Вооруженных Силах как тягачи для буксировки тяжелых прицепов и полуприцепов. Вооружение на их шасси не устанавливалось. Машины этого семейства оснащались двигателем Д12-375 мощностью 375 л.с., который располагался в отсеке за кабиной водителя. Автомобили имеют восемь ведущих колес, объединенных в две тележки - переднюю и заднюю. В трансмиссию входят планетарная трехступенчатая коробка передач, соединенная с гидротрансформатором, и двухступенчатая раздаточная коробка, в которой находится центральный дифференциал с принудительной блокировкой. В каждой тележке, кроме того, установлены самоблокирующиеся межосевые дифференциалы. Каждый мост, в свою очередь, оснащен межколесным самоблокирующимся дифференциалом. Колеса первой и второй осей на передней тележке - управляемые. Подвеска колес передней тележки - независимая на продольных торсионах и поперечных рычагах. Подвеска колес задней тележки - балансирная безрессорная. Размер шин - 18,00-24". Шины - переменного давления, установлена система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Автомобили МАЗ-535 серийно производились Курганским заводом колесных тягачей в следующих модификациях: МАЗ-535 - тягач с бортовой платформой. Его грузоподъемность 7 т, масса буксируемого прицепа - 15 т. Особенность его конструкции в том, что подвеска колес задней тележки у него аналогична подвеске на передней. При этом у первой и четвертой пар колес здесь установлены телескопические амортизаторы. МАЗ-535В - седельный тягач. В дальнейшем автомобили были модернизированы - на них стали устанавливать новый двигатель мощностью 525 л.с. Д12А. Выросло и число модификаций. Машины нового семейства получили обозначение МАЗ-537.

МАЗ-543. Тяжелое четырехосное самоходное шасси МАЗ-543 было создано на Минском автозаводе в шестидесятых годах с применением ряда узлов и агрегатов тягача МАЗ-537. В передней части машины расположен дизельный двигатель Д12А-525 мощностью 525 л.с., аналогичный устанавливаемому на МАЗ-537. Также в передней части машины, по обеим сторонам от двигателя смонтированы две двухместные кабины, изготовленные из неметаллического материала (полиэфирная смола, армированная стеклотканью). Такое компоновочное решение, а также выбор материала кабин, позволило получить автомобиль с низким расположением центра тяжести. Конструкция кабин обеспечивает термо-, звукоизоляцию и необходимую ударную прочность. Рабочие места членов экипажа оснащены внутренним переговорным устройством. За кабинами экипажа расположен дополнительный моторный отсек. Машина имеет автоматическую гидромеханическую трансмиссию, реализующую мостовую схему раздачи потока мощности и состоящую из блокируемого гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки перемены передач, раздаточной коробки и ведущих мостов. Требуемый для движения в заданных условиях диапазон изменения крутящих моментов обеспечивается переключением коробки перемены передач без разрыва мощности. Раздаточная коробка - двухскоростная с блокируемым межтележечным дифференциалом. В схему трансмиссии включена также система межосевых и межколесных дифференциалов, обеспечивающих оптимальное распределение крутящих моментов по колесам. У МАЗ-543 четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Подвеска всех колес - независимая торсионная. Колеса первой и второй осей - управляемые. Шасси МАЗ-543 выпускалось в следующих основных модификациях:
МАЗ-543П. - базовое шасси грузоподъемностью 19600 кг. Послужило основой для создания пусковых установок 9П117ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 и 9П120 ракетного комплекса оперативно-тактическкого назначения 9К76 "Темп-С";
МАЗ-543А. - шасси с увеличенной до 22000 кг грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за дополнительным моторным отсеком. На базе МАЗ-543А создан ряд специальных машин, в том числе транспортно-заряжающие машины РСЗО 9К58 "Смерч"; аэродромный пожарный автомобиль АА-70(7310), получивший распространение в некоторых частях авиации Вооруженных Сил;
МАЗ-543М. - вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью - ряд узлов дополнительного моторного отсека был размещен на месте демонтированной правой кабины. Благодаря этому монтажная площадь за кабиной экипажа еще более увеличилась, соответственно выросла и грузоподъемность. МАЗ-543М служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия. В их числе: пусковые установки, антенные посты и кабины управления зенитной ракетной системы С-300ПС/ПМ; пусковые установки 9А52-2 РСЗО 9К58 "Смерч"; пусковые установки ПКРК "Рубеж"; машины артиллерийского комплекса А-222 "Берег"; подвижные командные пункты ракетных комплексов "Пионер" и "Тополь"; подвижный командный пункт зенитно-ракетной бригады "Байкал". На этой же базе построено значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких, как мобильные модули обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.

МАЗ-7410. На базе МАЗ-543 выпускался седельный тягач МАЗ-7410, работающий в сцепе с активным полуприцепом. Тягач оборудован двумя кабинами, аналогичными МАЗ-543П, седельно-сцепным устройством. Особенностью конструкции тягача является уменьшенная колесная база, полученная за счет уменьшения колесной базы задней тележки. МАЗ-7410 используется для буксировки антенного поста радиолокатора обнаружения зенитной ракетной системы С-300ПС/ПМ, а также топливозаправщиков большой емкости.

МАЗ-547А. В 1966 году Московским институтом теплотехники было начато проектирование нового подвижного ракетного комплекса стратегического назначения РТ-21 "Темп-2С". В его состав предусматривалось включить мобильную пусковую установку для запуска межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42, составлявшей основу всего комплекса. После проведенных изысканий, в ходе которых было исследовано множество вариантов подвижных пусковых установок, как колесных, так и гусеничных, было определено, что основу ПУ составит многоосное колесное шасси. Задание на разработку этого шасси было выдано Минскому автозаводу, накопившему к этому времени достаточный опыт проектирования многоосных машин повышенной проходимости. Автомобиль, получивший обозначение МАЗ-547, по первоначальному проекту должен был иметь пять осей, однако в процессе разработки машины стало ясно, что пятиосная схема не позволяет достичь заданных характеристик, вследствие чего было решено сделать новый автомобиль шестиосным. Новый вариант машины получил индекс МАЗ-547А. Первые ее образцы появились в 1971 году. Компоновка шасси в общем повторяла компоновку автомобиля МАЗ-543П. В передней части машины монтировался силовой агрегат большой мощности. По обеим сторонам от него устанавливались две неметаллические кабины. Машина имела двенадцать односкатных колес, оснащенных широкопрофильными шинами. Десять из двенадцати колес были ведущими. Управляемыми были сделаны колеса первых трех осей. В состав ракетного комплекса входили две машины на базе МАЗ-547А: пусковая установка и транспортно-заряжающая машина. Обе они имели специальное оборудование, состав которого вытекал из назначения машин. Так, пусковая установка имела в кормовой части устройства, предназначенные для приведения транспортно - пускового контейнера из походного положения в боевое и обратно. Дополнительно машина оборудовалась специальными гидравлическими домкратами, использовавшимися для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при производстве пуска ракеты. МАЗ-547А выпускался серийно с 1972 года. Ракетный комплекс "Темп-2С" находился на вооружении Ракетных войск стратегического назначения с 1976 года. Всего этим комплексом было вооружено семь полков.

МАЗ-7916. В том же 1976 году на вооружение РВСН поступил ракетный комплекс "Пионер" с БРСД 15Ж45, созданной на базе первых двух ступеней МБР 15Ж42. В его состав вошли пусковые установки и транспортно-заряжающие машины, также созданные на основе спецшасси МАЗ-547А. Их конструкция была в целом идентична конструкции машин аналогичного назначения ракетного комплекса "Темп-2С". МАЗ-547А в процессе производства был модернизирован, в частности машина была сделана полноприводной. Индекс новой модификации МАЗ-547В. В 1980 году на вооружение принимается усовершенствованный вариант ракетного комплекса под обозначением "Пионер-УТТХ". Для транспортировки и запуска входившей в его состав БРСД 15Ж53 были созданы новые пусковые установки, базой для которых послужил модернизированный автомобиль, получивший обозначение МАЗ-7916.

МАЗ-7912. Для использования в качестве мобильной пусковой установки, предназначенной для запуска входящей в состав разработанного в семидесятых годах ракетного комплекса стратегического назначения "Тополь" межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2ПМ (15Ж58) Минским автомобильным заводом было спроектировано и построено специальное шасси МАЗ-7912. Разработка машины была начата одновременно с проектированием ракетного комплекса. Конструктивные решения новой машины были идентичными с автомобилем МАЗ-547А, однако у МАЗ-7912 было не шесть, а семь осей, причем одна ось оставалась неведущей.
МАЗ-7917. В середине восьмидесятых годов, в ходе одного из этапов модернизации комплекса "Тополь", на вооружение был принят вариант пусковой установки, базой для которой послужил усовершенствованный автомобиль МАЗ-7917. Внешне этот вариант отличался от предшественника увеличенной приблизительно на 1 м длиной и кабинами экипажа, аналогичными использованным на автомобиле МАЗ-7916.
МЗКТ-79221. В 1997 году на Минском заводе колесных тягачей было построено восьмиосное спецшасси МЗКТ-79221, на базе которого создана подвижная пусковая установка для запуска межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2ПМ2, входящей в состав ракетного комплекса стратегического назначения "Тополь-М". Машина имеет дизельный двигатель ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Ходовая часть включает в себя шестнадцать ведущих односкатных колес с шинами переменного давления, причем колеса трех первых и трех последних осей сделаны управляемыми.

БАЗ-5921 и БАЗ-5937. Специальные плавающие шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5937 создавались для монтажа на их базе элементов конкретных систем оружия и имеют принципиально идентичные конструктивные решения. Различия в их конструкциях обусловлены различиями в устанавливаемом на них оборудовании. Созданы машины в семидесятые годы. Силовой агрегат обоих шасси представлен дизельным двигателем 5Д20Б-300 большой мощности. Схемы трансмиссии также одинаковы, выполнены с применением бортовой схемы раздачи потока мощности и включают в себя механическую коробку перемены передач, раздаточную коробку с межбортовым дифференциалом, бортовые передачи. Обе машины трехосные, оси расположены на равных расстояниях друг от друга. Все колеса ведущие, односкатные с широкопрофильными шинами переменного давления. Изменение давления воздуха в шинах осуществляется посредством централизованной системы. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. Движение машин на плаву осуществляется за счет применения двух водометных движителей. Шасси БАЗ-5937 является базой для пусковой установки 9А33 самоходного ЗРК 9К33 "Оса". БАЗ-5921 служит основой мобильного ракетного комплекса тактического назначения 9К79 "Точка". В состав комплекса входят два автомобиля - пусковая установка (9П129) и транспортно-заряжающая машина. Обе имеют вместительное грузовое отделение, занимающее значительную часть корпуса. Между грузовым отделением и кабиной управления располагается двигательный отсек. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под требуемым углом возвышения. Конструкция ТЗМ идентична конструкции пусковой установки, за исключением того, что в грузовом отделении вместо направляющей находятся два ложемента для транспортируемых ракет и стрела подъемного крана, предназначенная для перегрузки ракет на пусковую установку.
БАЗ-5922. В конце восьмидесятых годов на вооружение поступил модернизированный ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Пусковая установка, вошедшая в его состав, имеет заводское обозначение БАЗ-5922.

БАЗ-6944. Самоходное шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе ракетного комплекса 9К714 "Ока". Компоновка машины в общем сходна с компоновкой автомобиля БАЗ-5921. В передней части корпуса расположена кабина управления, за ней - моторный отсек, остальную часть корпуса занимает грузовое отделение. В моторном отсеке установлен V-образный дизельный двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. Крутящий момент от двигателя к колесам передается посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой гидромеханической передачи, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. В схему трансмиссии включен также дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь между колесами передней и задней тележек каждого борта. Машина имеет восемь ведущих колес с широкопрофильными шинами переменного давления. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и второй пар - управляемые. Автомобиль способен преодолевать водные преграды. Движение машины на плаву осуществляется за счет работы двух водометных движителей. В состав комплекса "Ока" также входят две машины БАЗ-6944 - пусковая установка и транспортно-заряжающая машина. Ракетный комплекс "Ока" поступил на вооружение в 1980 году. В настоящее время он снят с вооружения в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности.

БАЗ-6953. На базе узлов и агрегатов БАЗ-6944 создано неплавающее шасси БАЗ-6950. На нем устанавливается кабина управления, вмещающая четырех человек. Она выполнена из стеклопластика. В конце восьмидесятых годов БАЗ-6950 подвергся модернизации. Вместо одного двигателя УТД-25 на автомобиль стали устанавливать два дизеля КамАЗ-740 общей мощностью 420 л.с. Соответственно изменилась трансмиссия - каждый двигатель теперь приводил колеса одного борта посредством пятиступенчатой механической коробки перемены передач, двухступенчатой раздаточной коробки с принудительно блокируемым симметричным дифференциалом, карданных передач, бортовых и колесных редукторов. Новая машина получила обозначение БАЗ-69501. Имелись также модификации БАЗ-69501ПТ - бортовой автомобиль и БАЗ-6953 - артиллерийский тягач с укороченной колесной базой. Впоследствии появился вариант тягача БАЗ-69531. Он оснащен одним 300-сильным двигателем ЯМЗ-238Н. На шасси БАЗ-69501 созданы подвижный командный пункт 9С52 зенитной ракетной бригады (АСУ войсковой ПВО "Поляна-Д4"), топливозаправщик АТЗ-5609 и другие машины.

ПЭУ-1. В 1966 году на заводе им. Лихачева был построен опытный образец, а в 1969 году был принят на вооружение Поисково-спасательной службы ВВС спецавтомобиль ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка). Основное предназначение машины - поиск и эвакуация возвращаемых аппаратов космических кораблей, а также поиск, спасение и эвакуация их экипажей. Автомобиль плавающий, отличается оригинальной конструкцией. На раме машины установлен водонепроницаемый корпус, выполненный из стеклопластика. В передней части корпуса размещено навигационное и радиооборудование, а также кабина водителя. За кабиной расположен отсек двигателя. Двигатель - доработанный серийный ЗиЛ-375Я. Заднюю часть корпуса занимает грузовой отсек. На автомобиле применена трансмиссия с бортовой схемой раздачи потока мощности. Она состоит из гидромеханической передачи, раздаточной коробки, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. Гидромеханическая передача заимствована у шасси ЗиЛ-135 и состоит из последовательно соединенных гидротрансформатора, планетарной четырехступенчатой автоматической коробки перемены передач и демультипликатора. Раздаточная коробка двухступенчатая с блокируемым межбортовым дифференциалом. Автомобиль имеет шесть ведущих колес большого диаметра. Колеса первой и третьей пар - управляемые и имеют независимую подвеску. Расстояние между первой и второй парами и между второй и третьей парами колес - одинаковое и составляет 2500 мм. Машина оснащена системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Для обеспечения движения автомобиля на воде был применен водометный движитель, приводимый от раздаточной коробки. В случае отказа водометного движителя движение на плаву могло осуществляться за счет вращения колес. В состав оборудования машины входят лебедка, также приводимая от раздаточной коробки, крановое устройство грузоподъемностью 3 т и комплекты опорных приспособлений, предназначенных для швартовки на автомобиле транспортируемых специальных грузов. Автомобиль приспособлен для перевозки по воздуху штатными авиационными средствами Военно-воздушных Сил. В 1977 году была построена модификация ПЭУ-1Б, отличавшаяся от ПЭУ-1 увеличенным вылетом стрелы кранового устройства. В целях повышения качества проведения поисково-спасательных операций при завершении пилотируемых космических полетов в 1972 году началось изготовление модификации ПЭУ-1М. Новая машина имела вместо грузового отсека комфортабельную восьмиместную пассажирскую кабину. Крановое оборудование на автомобиле не устанавливалось. На машине был установлен топливный бак увеличенной емкости - в результате запас хода машины вырос до 700 км. Автомобили ПЭУ выпускались до 1979 года. Было построено 13 машин ПЭУ-1, 6 ПЭУ-1М и 3 ПЭУ-1Б.

ЗиЛ-4906. В первой половине восьмидесятых годов на вооружение ПСС ВВС поступил поисково-спасательный комплекс 490. В состав комплекса вошли специальные транспортные средства, обеспечивавшие решение задач поиска и эвакуации возвращаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей. Машины комплекса 490 заменили семейство автомобилей ПЭУ-1, эксплуатировавшееся с конца шестидесятых годов. В составе нового комплекса использовались автомобили семейства ЗиЛ-4906 в двух модификациях, а также шнекороторный снегоболотоход ЗиЛ-29061. Автомобиль ЗиЛ-4906 представлял собой трехосный плавающий автомобиль высокой проходимости с кузовом из стеклопластика. Компоновка машины соответствовала компоновке автомобиля ПЭУ-1, но в отличие от нее новый вездеход имел большую длину и увеличенную до 5 т грузоподъемность. ЗиЛ-4906 оборудовался шинами переменного давления и большого объема. На машине установлен карбюраторный двигатель ЗиЛ-130.
ЗиЛ-4906. Вторая модификация - оснащалась комфортабельной закрытой пассажирской кабиной, оборудованной системой кондиционирования воздуха, термо- и шумоизоляцией. Эта кабина располагалась в задней части автомобиля. Сегодня комплекс 490 остается на вооружении ВВС и используется по прямому назначению.

В Брянске к 1999 году было построено значительное число новых образцов армейских машин.
БАЗ-6909. - четырехосное шасси грузоподъемностью 21 т.
БАЗ-69091. - грузоподъемность машины 18 т.
БАЗ-6402. - седельный тягач способен буксировать полуприцепы массой до 40 т.
БАЗ-69092. - грузоподъемностью 13 т.
БАЗ-6306. - балластный тягач способный буксировать прицепы массой до 50 т
БАЗ-79094. - многоосное (10x8) шасси грузоподъемность которого составляет 29 т. Все машины максимально унифицированы между собой. На них установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-846 мощностью 450-500 л.с. Шасси и тягачи разработаны как изделия двойного назначения и предназначены, в том числе, для размещения и транспортировки различного оборудования народнохозяйственного назначения по всем видам дорог и местности. Их эксплуатация возможна при температуре воздуха от -50°C до +45°C и запыленности воздуха до 20 г/м3. Обеспечивается преодоление горных перевалов до 4650 м над уровнем моря. Для привода технологического оборудования имеется раздаточная коробка (36,8 кВт) и коробка отбора мощности (294 кВт). Подвеска независимая, двухторсионная с амортизаторами каждого колеса. Конструкторы ушли от «бортовой» к традиционной «мостовой» схеме с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами. Давление в радиальных широкопрофильных шинах регулируется. Рулевое управление оснащено гидросистемой с дублирующим насосом.

МЗКТ-7930 и седельный тягач МЗКТ-7414. Минский завод колесных тягачей - производство специальных автомобилей МАЗа - приступило к выпуску ряда новых машин, среди которых шасси МЗКТ-7930 - четырехосный автомобиль повышенной проходимости, который должен будет заменить в войсках машины семейства МАЗ-543. Он оснащен двигателем мощностью 500 л.с., его грузоподъемность 22 т, снаряженная масса 29,5 т. Также можно отметить и седельный тягач МЗКТ-7414. Обе машины имеют новые кабины улучшенной комфортности. Заводом транспортного машиностроения на базе МЗКТ-7930 производится тяжелый механизированный мост ТММ-6 - предназначенный для устройства мостовых переходов через водные преграды и суходольные препятствия шириной до 100 м и глубиной до 5 м и для пропуска по ним войск, колесной и гусеничной техники весом до 60 т. Механизированные мосты применяются как в ходе боевых действий, так и при эвакуационных мероприятиях, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Мостоукладчик - полноприводный автомобиль высокой проходимости МЗКТ-7930 (колесная формула 8 х 8), на котором установлены оборудование и механизмы для перевозки и установки мостового блока. Привод механизмов -гидравлический, с отбором мощности от основного двигателя автомобиля. Мостоукладчик оснащен системой для защиты экипажа от пыли при движении по радиоактивно зараженной местности и оборудован средствами связи -радиостанцией и переговорным устройством. Мостовой блок состоит из складывающегося пополам двухколейного пролета и телескопической опоры. Длина раскрытого пролета -17м, телескопическая опора самоустанавливается на высоту от 2 до 5 м.

КЗКТ-74281 и балластный тягач КЗКТ-74282. Курганский завод колесных тягачей выпускает с 1990 года новый седельный тягач КЗКТ-74281, предназначенный для замены автомобилей МАЗ-537, эксплуатирующихся с шестидесятых годов. На новом тягаче - более комфортабельная и просторная кабина, установлены дизельный двигатель ЯМЗ-64011 мощностью 650 л.с. и гидромеханическая трансмиссия. Машина может буксировать полуприцепы полной массой до 65 т, в том числе активные. Существует также его модификация КЗКТ-74282 - балластный тягач, способный буксировать прицепы полной массой до 75 т, а также самолеты со взлетной массой до 200 т.

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.