Лимузин для президента. Автомобиль ЗИЛ-4104
Инженер-Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Январь 2007.

Использованы материалы порталов: mkmagazin.almanacwhf.ru и www.amo-zil.ru
Автомобиль ЗИЛ-4104 Лимузин


От Автора: Статус великой державы и характер внешней и внутренней политики страны, определяют не только личности правителей но и правительственные автомобили, которые еще образно называют визитной карточкой страны. И в самом деле, такая машина — показатель успехов не только автомобильной промышленности страны, но и всей индустрии государства. Эти лимузины представляют собой специфическую область автомобильной техники: и по принципам конструирования, и по особенностям производства, и по эксплуатации.

Советские представительские автомобили вполне соответствовали современным требованиям к машинам такого класса и достойно несли честь нашей марки и в нашей стране, и за рубежом. Практически каждые пять-семь лет наши инженеры и рабочие создавали новую модификацию правительственного лимузина, практически полностью «осовременивая» его внешний вид и значительно совершенствуя конструкцию. Многие атрибуты современных автомобилей ведущих мировых автопроизводителей - Дисковые тормоза и Антиблокировочная система тормозов, Автоматические Коробки Передач, Електро - Стекло - подъёмники и блокировка дверей, впрыск топлива, кондиционер, предпусковой подогреватель и т.д. - устанавливались на отечественных автомобилях представительского класса уже в 30-60-х годах!

Новые правители России во-главе с президентом, вполне демократично и без ложной скромности, пересели из номенклотурных "совков", на мягкие подушки с подогревом демократично - "скромных" «Мерседес - Пульманн», за которые так-же демократично отваливают миллионы долларов, отобранные у детей, стариков и инвалидов.


Выпуск представительских лимузинов в СССР, был развернут в Москве в 1936 году. Первой такой машиной стал ЗИС-101, за ним последовал ЗИС-101 А, после Великой Отечественной войны появился ЗИС-110, ГАЗ-12 "ЗИМ", "Чайка" ГАЗ-13, ЗИЛ-111, "Чайка" ГАЗ-14, ЗИЛ-114. Самыми современными в ряду таких автомобилей являются ЗИЛ-4104 и ГАЗ-3105.

За рубежом представительские автомобили создаются, как правило, на базе серийных машин высшего класса. Модификация в данном случае зачастую сводится лишь к удлинению базы, что необходимо для увеличения площади салона, к врезке дополнительной секции кузова, установке комплектующего оборудования: кондиционеров, стереорадиоаппаратуры, средств связи и т. д. Внешний их вид остается без изменений, более того, даже ставится задача сохранения особенностей оформления передней и задней частей для «узнаваемости» популярных моделей, таких, как «Мерседес», «Роллс-Ройс», «Кадиллак». В отличае от зарубежных аналогов, отечественные представительские лимузины являлись спецразработкой с повышенной надежностью, живучестью и комфортом, и сами служили платформой для создания дальнейших модификаций спецавтомобилей. Это так-же позволяло создать простую и надёжную защиту от внешних воздействий: например «Мерседес - Пульманн» блендируются изнутри пластинами бронестали и матами из углеволокна или кевлара, что значительно перегружает кузовные элементы и подвеску автомобиля, и требует их усиления, а в отечественном бронированном автомобиле ЗИЛ-4104, несущий кузов представляет собой бронекапсулу как у бронетранспортёра, которая и воспринимает на себя все нагрузки.

Автомобиль ЗИЛ-4104

Легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-4104 пришел на смену ЗИЛ-114, выпускавшемуся с 1967 года. Проектирование ЗИЛ-115 (так тогда назывался ЗИЛ-4104) началось в октябре 1974 года. К этому времени уже был Готов его пластилиновый макет. В начале 1975-го первые чертежи стали поступать в цехи завода, а в конце года, к XXV съезду КПСС, были построены первые пять образцов. В течение двух лет они подвергались всесторонним испытаниям и доводке. Приемочные испытания проводились с января 1978-го, Одновременно готовилось производство ЗИЛ-4104. Первую серийную партию выпустили к ноябрю того же года.

Автомобиль ЗИЛ-4104 Седан Автомобиль ЗИЛ-4104 имеет закрытый цельнометаллический четырехдверный кузов типа «лимузин». Число мест, расположенных в три ряда, семь. Передний салон отделен от пассажирского спинкой с подъемной стеклянной перегородкой. Два средних сиденья — откидные. Машина оснащена системой кондиционирования, отопления, вентиляции, снабжена всеволновым стереофоническим радиоприемником, электрическими стеклоподъемниками дверей. Выпускается и в варианте с открытым кузовом типа «фаэтон» (ЗИЛ-41043), который применяется при проведении парадов на Красной площади в Москве.
Двигатель — бензиновый, У-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный. Максимальная мощность — 231,9 кВт (315 л. с.) при 4000-4600 мин — 1. Диаметр цилиндров — 108 мм, ход поршня — 105 мм, рабочий объем — 7,695 л. Степень сжатия — 9,3. Используемое топливо — бензин АИ-95 «Экстра». В головках цилиндров расположены верхние кулачковые валики с цепным приводом. Зазор в клапанах выбирается автоматически с помощью гидротолкателей, что уменьшает шумность работы двигателя. Карбюратор К-259 — четырехкамерный, бензонасос — электрический.
Коробка передач — гидромеханическая, автоматическая. Включает в себя комплексный гидротрансформатор с коэффициентом преобразования 2,45 и планетарную трехступенчатую коробку передач с автоматическим переключением, выполненную по оригинальной схеме. Управление трансмиссией — селекторной рукояткой. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на склоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места.
Карданных валов — два, с промежуточной опорой. Задний мост — неразрезная штампованно-сварная балка. Главная передача — гипоидная, с передаточным отношением 3,62 или 3,31. Ступицы колес установлены на конических роликоподшипниках.
Рама автомобиля — сварная, из штапованных лонжеронов и поперечин. Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах. Упругие элементы — торсионы O28 мм, расположенные вдоль рамы. Для гашения колебаний установлены мощные телескопические амортизаторы. Задняя подвеска — на продольных полуэллиптических малолистовых рессорах большой длины (1550 мм). Ширина листов — 75 мм, толщина 8мм. Для повышения плавности хода и снижения шума между листами рессоры проложены полиэтиленовые прокладки. Рессоры снабжены также реактивными штангами.
Колеса — с глубоким ободом, сварные. Крепятся к ступице на С шпильках. Шины — бескамерные, двухдорожечные, размером 9,35-15" (235-380 мм). Давление в передних колесах — 2,1 кгс/см2, задних — 2,3 кгс/см2.
Рулевой механизм — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором. Передаточное отношение 17,5. Имеется гидроусилитель с питанием от лопастного насоса, установленного на носке коленчатого вала двигателя. Рулевое колесо с регулируемым положением относительно водителя.
Тормоза дисковые на всех колесах, с внутренним охлаждением, с гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров. Диаметр дисков передних колес — 292,2 мм, задних — 315,7 мм. Привод имеет два независимых контура, каждый из которых действует на все колеса. Вакуумных усилителей три: центральный, действующий на главный цилиндр, и два — в каждом контуре. Кроме того, на ступицах задних колес имеется стояночный барабанный тормоз с механическим приводом, от отдельной педали. Растормаживание — автоматическое.
Автомобиль оснащен 12-вольтовой системой электрооборудования, питаемой мощным генератором (1,15 кВт) и двумя аккумуляторными батареями общей емкостью 120 А .ч. Передние фары, в том числе противотуманные, — с галогенными элементами.
Масса автомобиля в снаряженном состоянии — 3335 кг, полная (с нагрузкой) — 3860 кг. Максимальная скорость — 190 км/ч, причем до скорости 100 км/ч ЗИЛ-4104 разгоняется 13 с. Тормозной путь со скорости 80 км/ч — всего 40 м. Несмотря на большую базу, радиус поворота составляет 7,6 м. Контрольный расход топлива по шоссе — 22 л на 100 км, что обеспечивает запас хода не менее 545 км.

Автомобиль ЗИЛ-4104 Лимузин


Серия правительственных переворотов 1985 - 1993г.г. ввергли страну в хаос и подорвали её военное, политическое и индустриальное могущество. Преступная экономическая политика нового руководства России и грабительская приватизация производственного сектора, привели к полной остановке и гибели многих Великих Русских Заводов и целых Производственных Объединений. Пока новая элита делила национальные достояния, в страну хлынули бурные потоки иностранного автометалолома, и начался массовый отъезд высококласных специалистов зарубеж. Лишённая государственной поддержки и финансирования, потеряв высококвалифицированные кадры, Отечественная Автоиндустрия была отброшена на десятки лет назад в своём развитии и впала в кому. К счастью шок постепенно проходит, и хотя понадобятся десятки лет, что-бы восстановить былое промышленное могущество России, уже сегодня видны и первые достижения. "Легендарный" легковой автомобиль высшего класса ЗИЛ-4104 - жив, и сегодня предлагается в двух вариантах кузова - "лимузин" и "седан". Может быть Президент России покажет пример своим подченённым и заменит свой блендированный «Мерседес - Пульманн», на более надёжный - бронивик ЗИЛ-4104?!

От Автора: Было-бы интересно, если-бы завод ЗИЛ восстановил так-же производство варианта с открытым кузовом типа «фаэтон» (ЗИЛ-41043), который применялся при проведении парадов на Красной площади в Москве, всё-таки это единственный серийный отечественный «фаэтон», а из него сам собой напрашивается вариант «купе» с жёсткой крышей, ну а удленённый лимузин и универсал - это просто крайняя необходимость - ведь "элиту общества" не только встречают, но и иногда и провожают - в последний путь. Я думаю, что при разумной политике руководства ЗИЛа, раскрутке через СМИ и госзаказ, производство Русских лимузинов может быть полностью восстоновлено!

Использованы материалы:
"Моделист-Конструктор" 1987, №1; И. НИКОЛАЙЧУК Е. и ПРОЧКО, инженер.

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.