Наша "платформа", сдвоим ряды!
Принцип производственной "платформы" украден у Русских.

Инженер-Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Сентябрь 2006.
Бывший сотрудник Компании "TYCO Electronics", pазработчик платформы "PQ35"


Сегодня в автомобилестроении, никого уже не удивишь термином - производственная "Платформа" - в смысле базового набора идентичных компонентов, расположенных в аналогичных местах и имеющих одинаковые функции и применяемый для различных моделей автомобилей, "родственных" фирм. Лет тридцать назад даже в популярных классах вполне хватало пары кузовов – седана и универсала. Потом пришла мода на хэтчбеки, кабриолеты и купе, мини- и микровэны! И если поначалу разные кузова одной модели были максимально унифицированы, то ныне возобладала индивидуальность и поэтому принято говорить уже не о модели – о семействе, построенном на одной платформе. Автомобили разработанные на "платформе", различаются как правило набором второстепенных, незначительных, чаще всего внешних компонентов, призванных "подчеркнуть" персональную особенность той или иной "марки" автомобиля. У машин сходны силовые элементы кузова, подвески, трансмиссии, моторы и многое другое, скрытое от глаз.

В последние годы большинство марок объединились под флагами нескольких крупных концернов, и теперь преимущества платформы стремятся реализовать в корпоративных рамках. К примеру, на «фордовской» платформе С1 построены « Mazda RX-83», « Volvo XC90S40/V50» и новый «Фокус» вместе с «С-max». Максимальной степени интеграции добился концерн «Фольксваген», широко используя базу «Гольфа» пятого поколения. Платформа PQ35 дебютировала в начале 2003-го с мини-вэном «Туран». Той же весной ее примерил « Audi А3» а осенью 2003-го появился «Гольф V». Сегодня на этой платформе строят еще «Шкоду-Октавия», «СЕАТ-Толедо», « Volkswagen Golf Plus», седан и универсал « Volkswagen Bora», а позже наверняка появятся кабриолеты... Принцип производственной "Платформы" позволяет значительно снизить затраты на разработку и производство большего числа разнообразных моделей, так сказать - на любой вкус, хотя при этом радикально невелируются изначальные особенности различных марок автомобилей. Иным словом - AUDI базирующийся на VW-GOLF-PLATFORM, есть не что иное как VW-GOLF с логотипом AUDI, со всеми из этого вытекающими последствиями! Более того, микроавтобус VW-SHARAN абсолютно идентичен с микроавтобусом FORD GALAXY и микроавтобусом SEAT, и все они выпускаются на одном заводе, хотя и продаются по разным ценам!

Некоторые модели автомобилей из базирующийся на VW-GOLF-PLATFORM "PQ35":
( На схеме, основные елементы платформы выделены красным цветом )
"Golf-Platform" "AUDI - A3" "VW - Golf" "VW - Touran" "Skoda - Octavia" "Skoda - Octavia" "SEAT - Toledo"

Впервые метод - производственная "Платформа"- был разработан и широко использован в СССР. Старт был дан в 30-х годах внедрением в производство нового гусеничного пахотного трактора СХТЗ - НАТИ, с минимальными изменениями и сразу на нескольких заводах - в Харькове и Сталинграде, а после войны ещё в Павлодаре и на Алтае. Он-же стал базой для разработки и производства в Сталинграде артеллерийских тягачей. Эта-же платформа широко используется и сегодня.

Некоторые модели отечественных тракторов из базирующийся на платформе - СХТЗ - НАТИ:
( Обратите внимание на форму и расположение елементов подвески )
"СХТЗ - НАТИ" СТЗ "ДТ-54" ХТЗ "Т-75" ВгТЗ "ДТ-75М" ВгТЗ "ДТ-75С" ПдТЗ "ДТ-75" ХТЗ "Т-150"

Звёздным часом для этого метода явилось производство во время Великой Отечественной войны танков Т-34 и самоходок на его базе - СУ-85, СУ-100 и СУ-122, выпускавшихся одновременно на 5-6 заводах в огромных количествах. Несмотря на некоторые конструктивные различия, обусловленные различием технологических возможности заводов, советским разработчикам удалось добиться абсолютной взаимозаменяемости компонентов шасси. Простота в ремонте и производстве, широкая унификация и взаимозаменяемость, высокие боевые качества и колоссальные объёмы производства - всё это и привело к признанию Т-34 лучшим танком Второй Мировой войны.

Некоторые модели танков Т-34 и самоходок СУ-85, СУ-100 и СУ-122 из базирующийся на платформе - Т-34:
( Обратите внимание на форму и расположение елементов подвески )
t-34 t-34 t-34 t-34 t-34 t-34 t-34
Т-34 Т-34 Т-34 Т-34-85 СУ-122 СУ-100 СУ-85

После войны наступает период широкого применения унификации в народном хозяйстве: - производимые в СССР зерноуборочные комбайны и жатки, до конца 80-х были унифицированны на 95%; - производятся микроавтобусы "РАФ Латвия" на платформе автомобиля "ГАЗ-24 Волга"; - Ижевские и Московские автомобили "Москвич" и множественые вариации автомобилей "УАЗ". Широкое применение унификации в народном хозяйстве СССР, позволяло значительно сократить количество наименований комплектующих и запасных частей, что в свою очередь снижало затраты на разработку, производство и ремонт сложных машин и агрегатов.

Тенденции последнего времени таковы, что доля интеллектуальных затрат в стоимости новой продукции возрастает. И если так, то выгоднее один раз потратиться на разработку универсальной платформы и на ней собирать десяток моделей в разных уголках света. Уже сегодня ведутся разработки платформы не ограниченной одним классом, а охватывающей сразу несколько, получив возможность растягиваться в длину и ширину. То есть платформа превращяется в набор стандартных элементов, позволяющий строить различные сочетания подобно детскому конструктору. Компании BMW, DaimlerChrysler AG и General Motors образовали равноправный альянс с целью совместных разработок системы гибридного привода. Целью сотрудничества компаний является совместная разработка двухрежимной полностью гибридной системы, позволяющей улучшить показатели экономичности двигателя без ущерба для мощности. Новые гибридные системы, построенные на единой платформе, будут сочетаться с различными двигателями, обладая при этом соответствующими требованиям данной марки автомобиля оригинальными динамическими показателями и калибровкой. Каждая компания собирается интегрировать двухрежимные приводы в свои автомобили, что в конечном итоге сотрёт последние грани между некогда "отличительными особенностями" основных автомобильных марок. Принцип совместного использования комплектующих и производственных мощностей, а также общий доступ к базе поставщиков призваны обеспечить значительное сокращение издержек автопроизводителей на разработки, что станет дополнительным преимуществом для клиентов компаний благодаря оптимальному соотношению цены и качества.

К сожалению, безмозглое отрицание всего, что связанно с СССР, и в первую очередь советские экономические методы и нароботки, привело к значительному отстованию промышленного развития России от Запада, зти методы беззастенчиво укравшего и широко использующего. Наши-же разработки продают нам в три-дорого под иностранными вывесками. Вот и возникает простой риторический вопрос - а почему-бы отечественным заводам, вместо конкуренции друг с другом и поиска иностранных партнёров, не объединиться, и не сдвоить таким образом модельные ряды. Например по весовым категориям:
- "ГАЗ" замечательно стыкуется с "УАЗ" по микроавтобусам и вездеходам, и решает проблему долгожданного внедорожника для "ГАЗ";
- объединение "АВТОВАЗ" с "ИЖ" и "МОСКВИЧ" - прекрасная возможность для "АВТОВАЗ" упрочить позиции на внутреннем рынке, и спасти автозавод "МОСКВИЧ" от позорного разорения ( может быть стоит его перенести в Восточную Сибирь или на Дальний Восток? );
- слияние и унификация заводов "ЗИЛ" с "КАМАЗ" и "УРАЛ" упростило-бы делёжку пирога - госзаказа на обеспечение автотранспортом Вооружённых Сил и Спецслужб России!

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.