"Мечта" расправляет крылья.
Размышления о будующем Российской Авиации.

Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Апрель 2006.
Использованы материалы Рунета


...27 апреля 2005 состоялся первый, неоднократно откладывающийся из-за множества технических проблем, полет нового пассажирского самолета A380, Европейского производителя Самолетов "Аэробус". Аэробус A380 - это самый большой, производившийся до сих пор в серийном производстве пассажирский самолет в мире, оснащёный 4- Турбореактивными двигателями и имееющий две сплошные пассажирские палубы. Рыночнй успех Американских двухпалубных "Боинг-747" и растущий спрос на пассажирские самолеты большой вместимости, привёл "Аэробус" к созданию самолета A380 с ещё большей вместимостью пассажиров. Попытки-же "Боинг" увеличить Модель-747 окончились не совсем удачно и он сконцентрировался на разработке пассажирского самолета "Лайнер Мечты" для дальних безпосадочных перелётов, уступив господство на рынке пассажирских самолетов большой вместимости "Аэробусу". Тем не менее "Боинг" планирует к 2010 году выпустить на рынок улучшенную модель Авиалайнера - 747 - 8. На сегодняшний день для всех версий A380 вместе взятых, "Аэробус" получил 165 заказов. Однако, технические проблемы поставщиков электронных компонентов, привели к долгосрочным задержкам со сборкой и отгрузкой первых серийных A380, привёдшей к отзыву многих заказов и вынудили "Аэробус" пойти на большие скидки недовольным клиентам.

Между тем, существует ещё одна Авиастроительная Компания, способная включиться в конкурентную борьбу на рынке пассажирских самолетов большой вместимости. Речь идёт конечно-же о создаваемой на базе бывшей Советской Авиапромышленности "Российской Объединённой Авиакомпании", способной, по мнению Российского правительства, возродить былую славу Русского Самолётостроения. Благодаря уникальным разработкам Советской Авиапромышленности, Россия и Украина владеют сегодня лучшими тяжёлыми транспортными самолётами в мире, являясь абсолютными монополистами в этом сегменте Авиационного рынка.

Тяжёлый транспортный самолет "Руслан" Ан-124.



Тяжёлый транспортный самолет "Руслан" Ан-124 является крупнейшим в мире серийным военно-транспортным самолетом. Его появление на свет было продиктовано изменившейся номенклатурой военной техники, перевозимой по воздуху, а так-же общим изменением доктрины военных действий, когда на первый план были выдвинуты требования к оперативной переброске на большие расстояния немногочисленных воинских контингентов, оснащенных современными боевыми комплексами, в том числе и танками. Ан-124 может транспортировать три танка Т-80 или зенитный ракетный комплекс С-300. 21 июля 1966 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №564-180, в котором авиационной промышленности ставилась задача повышения грузоподъёмности военно-транспортных самолётов до 100-120 т. Серийное производство Ан-124 было организовано на Киевском и Ульяновском авиазаводах в 1985 году. В июне 1985 года первый Ан-124 демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже. В декабре того же года состоялся первый полёт в интересах народного хозяйства (из Владивостока в Якутию доставлен самосвал фирмы "Юклид" массой 152 т). С января 1990 по декабрь 1992 года были проведены испытания на соответствие нормам лётной годности. 30 декабря 1992 года на Ан-124-100 получен Сертификат лётной годности от Авиарегистра МАК.



Ан-124 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с высоко расположенным крылом. Фюзеляж выполнен двухпалубным с раздельной герметизацией палуб. Сечение фюзеляжа имеет вид восьмрки с радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная. Обтекатели, мотогондолы, створки шасси и заднего грузолюка выполнены из углепластика. Шасси 12-опорное ( 2 передних опоры и 10 основных), имеет независимую подвеску опор и индивидуальные механизмы их уборки. Для облегчения погрузки техники самолёт может "приседать", что позволяет загружаться с грузовой платформы непосредственно от земли, без какой-либо погрузочной инфраструктуры. Фюзеляж имеет 2 грузовых люка: традиционный хвостовой и откидывающаяся вверх носовая часть. Ширина салона позволяет размещать технику в два ряда. На грузовом полу имеется 365 швартовочных узлов. Погрузочное оборудование состоит из 2 кранов по 2 тельфера грузоподъёмностью 5 т, 2 лебёдок ( могут устанавливаться в любом месте грузовой кабины) с тянущим усилием до 3,5 тс. На второй палубе расположены: кабина экипажа, 2 трёхместных купе со спальными местами для отдыха сменного экипажа, гардероб, буфет, туалет, отсек РЭО, кабина сопровождающих грузы на 20 мест со своими буфетом, гардеробом и туалетами. Герметизация кабин раздельная. Во всех кабинах может поддерживаться плюсовая температура даже при разгерметизации. Силовая установка состоит из 4 ТРДД Д-18Т, расположенных на пилонах под крылом, и 2 ВСУ ТА-12. Топливо размещается в 13 крыльевых баках-кессонах.



Ан-124 может выполнять полёты на всех географических широтах, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Особенное преимущество Aн-124 заключается в его способности оперировать на неподготовленных аэродромах и мерзлом снеге, обслуживать отдаленные аэропорты с плохой инфраструктурой на земле и в кризисных областях. В 1991 году из Дюссельдорфа (Германия) в Дели (Индия) был перевезён генератор фирмы "Сименс" массой 135,2 т (эта операция занесена в "Книгу рекордов Гиннесса"). На "Руслане" установлено 30 международных авиационных рекордов. 26 июля 1985 года экипаж Терского установил в одном полёте сразу 21 мировой рекорд. Среди них абсолютный: подъём груза 171,219 т на высоту 10750 м (предыдущий результат, установленный американцами на C-5A, был 111,461 т на высоту 2000 м). В мае 1987 года смешанный экипаж (испытатели и военные) под командованием Терского совершил беспосадочный перелёт вдоль границ СССР протяжённостью 20151 км за 25 ч. 30 мин., перекрыв достижение B-52H (18245,5 км). 1 декабря 1990 года лётчики 235 втап совершили кругосветный перелёт (с промежуточными посадками) по маршруту Австралия - Южный полюс - Северный полюс - Австралия (50005 км за 78 ч. 16 мин.), попутно установив 7 мировых рекордов скорости. Всего построено 56 самолёта Ан-124 различных модификаций. В 2005 году было принято решение о возобновлении серийного производства "Русланов" в России, на заводе в Ульяновске, совместно с Украиной. Новая версия "Руслана", Aн-124-100M-150 должна увеличить дальности действия и полезную нагрузку примерно на 30 т., и получить более современное авиационное оборудование.

Тяжёлый транспортный самолет "Мрия" Ан-225. ( Тяжёлый транспортнный пусковой комплекс для ВКС )



Весной 1985 года, началась разработка тяжёлого транспортного самолёта Ан-225, для доставки на космодром космического корабля многоразового использования "Буран". В его создании участвовали многочисленные проектные и научно - исследовательские организации Советского Союза. Головной организацией по проекту стало ОКБ им. О.К.Антонова. Для сокращения сроков проектирования было решено максимально использовать узлы и агрегаты самолёта Ан-124. Оборудование и компоновка пилотской кабины также заимствованы от "Руслана". Так как планировалась перевозка крупногабаритных грузов на внешней подвеске, оперение было решено сделать двухкилевым. При сохранении поперечного сечения фюзеляжа его длина была увеличена на 7 м. В целях сокращения массы конструкции от заднего грузового люка было решено отказаться. Количество двигателей увеличено до 6. При этом был увеличен размах крыла (увеличен центроплан, а консоли применены от Ан-124).



Фюзеляж выполнен двухпалубным с раздельной герметизацией палуб. Сечение фюзеляжа имеет вид восьмрки с радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная. Обтекатели, мотогондолы, створки шасси и заднего грузолюка выполнены из углепластика. Шасси 16-опорное (2 передних опоры и 14 основных), имеет независимую подвеску опор и индивидуальные механизмы их уборки. 4 передние основные стойки выполнены поворотными. Силовая установка состоит из 6 турбовентиляторных двигателей Д-18Т, расположенных на пилонах под крылом, и 2 ВСУ ТА-12, расположенных в обтекателях шасси. Предусмотрена возможность установки двигателей Роллс-Ройс "Трент-892" и Прэтт-Уитни PW-4098. Топливо размещается в 13 крыльевых баках-кессонах. Фюзеляж имеет откидывающуюся вверх носовую часть. Ширина салона позволяет размещать технику в два ряда. Погрузочное оборудование состоит из 2 кранов по 2 тельфера грузоподъёмностью 5 т, 2 лебёдок (могут устанавливаться в любом месте грузовой кабины) с тянущим усилием до 3,5 тс. На второй палубе расположены: кабина экипажа, 2 трёхместных купе со спальными местами для отдыха сменного экипажа, гардероб, буфет, туалет, отсек РЭО, кабина сопровождающих грузы со своими буфетом, гардеробом и туалетами. Герметизация кабин раздельная. Во всех кабинах может поддерживаться плюсовая температура даже при разгерметизации.



Весной 1989 года "Мрия" вместе с "Бураном" демонстрировалась на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. 22 марта 1989 года экипаж во главе с А.В.Галуненко на Ан-225 установил в одном полёте сразу 109 мировых рекордов. В мае 1990 года с помощью Ан-225 из Челябинска в Якутию был доставлен бульдозер Т-800 массой более 100 т. С распадом СССР ни "Буран", ни "Мрия" стали никому не нужны. В 1994 году Ан-225 был поставлен на прикол на аэродроме ОКБ им. О.К.Антонова в Гостомеле. Но растущие грузовые авиаперевозки в мире, рост спроса на самолёты сверхбольшой грузоподъёмности привели к возрождению программы. Работы по возвращению Ан-225 в небо начались в августе 2000 года. 9 апреля 2001 года обновлённая "Мрия" вновь поднялась в небо. В России и на Украине разрабатываются проекты воздушного старта космических аппаратов с использованием в качестве носителя самолёта Ан-225. Разрабатывается также авиационный морской поисково-спасательный комплекс, состоящий из Ан-225 и экраноплана "Орлёнок". Согласно средствам массовой информации, министр транспорта Украины Николай Рудковский, после посещения производителя в конце сентября 2006 г. объявлял о достройке второй машины. Из украинских государственных средств предоставляются для этого до 120 млн. $, чтобы заканчивать самолет до 2008.

P.S.

Растущие грузовые авиаперевозки в мире и рост спроса на самолёты сверхбольшой грузоподъёмности, обещают радужные перспективы Отечественным разработчикам и производителям, однако почивать на лаврах не приходиться, ибо конкуренты постоянно дышат в затылок! Кроме восстановления производства Отечественных самолётов сверхбольшой грузоподъёмности, необходимо подумать и о расширении сферы их применения. Я думаю, что очень перспективным проектом может стать проект, создания на их базе пассажирских самолетов большой вместимости. Учитывая габаритные размеры и грузоподъёмность машин, "Руслан" займёт рыночную нишу между "Аэробус A380" и "Боинг -747", а более крупная "Мрия" станет абсолютным лидером!

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Июнь 2007.