Дизайнпроект дирижабля с аэростатической разгрузкой. 1994 - 2000 гг.

Инженер-Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering"

Вообще, если посмотреть на историю дирижаблестроения, то, несомненно, расцвет этих летательных аппаратов приходится именно на 20–30-е годы ХХ века. Все было поставлено на широкую ногу: в Советском Союзе, например, существовала даже специальная правительственная организация – Дирижаблестрой СССР. Но серия катастроф – погибли американские дирижабли «Шенандоа», тот же «Акрон» (имел объем 184 тыс. кубометров, нес на борту 5–7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки) и «Мэкон», английский «Р-101» и французский «Диксмюде», – казалось, навсегда похоронила саму идею использования этих летательных аппаратов в серьезных проектах…


Новая концепция предусматривает создание не дирижабля в «чистом виде», а аппарата, который будет тяжелее воздуха. Подъемную силу будет создавать комбинация из аэродинамических компонентов, двигательной установки, а также собственно газа, которым будет наполнен баллон. Самое интересное как раз – геометрия этого дирижабля выполненная по схеме – летающее крыло. Такая схема позволяет значительно улучшить управляемость аппаратом и снизить влияние встречного и бокового ветра на курсовую устойчивость в полёте.

Дискообразная форма позволяет в 3,0 - 3,5 раза уменьшить габариты газовмещающего корпуса по сравнению с классической сигарообразной формой дирижабля и при этом почти на порядок уменьшить боковую парусность ЛА. Наличие элементов самолета: консолей крыла и хвостового оперения позволяет обеспечить необходимую устойчивость и управляемость в горизонтальном полете, а за счет несущих свойств консолей крыла и дискообразного корпуса, а также аэростатической разгрузки конструкции достигнуть высокой транспортной эффективности по весовой отдаче и удельной производительности.

Размещение поворотных, подъемно - маршевых силовых установок по краям консолей крыльев и диска-центроплана позволяет создать наиболее удачную компоновку силовой установки в целом, обеспечивающую необходимые тяговые характеристики на всех режимах полета с одновременным обеспечением стабилизации и управления.

Наличие на ЛА трех принципов создания подъемной силы: аэростатической, аэродинамической и реактивной, возможности посадки на любую естественную ровную поверхность, обдувка органов управления и стабилизации воздушным потоком от винтов СУ, относительно невысокая удельная нагрузка на несущие поверхности с одновременным использованием современных авиационных систем управления и навигации позволяет достигнуть высокой надежности и безопасности эксплуатации. Таким образом, приведенная концепция тяжелого грузоносителя на базе современных достижений авиационного двигателестроения, систем управления, конструкционных материалов и технологий уже сегодня может быть реализованы.

Ещё одна новинка этого ЛА - это парус! Дирижабль рассчитан на малые скорости полёта, и варьируя высоту полёта, всегда можно "поймать в парус" попутный ветер. А это даёт приличную экономию горючего! Кстати, этот метод активно использовали советские лётчики - бомбардировщики Дальней Авиации, при налётах на Берлин с аэродромов Москвы во время ВОВ. Дело в том, что радиус действия дальнего бомбардировщика ДБ-3ф, не позволял достичь столицы "Третьего Рейха" и вернуться, но используя попутный ветер на больших высотах, лётчики экономили значительные объёмы горючего и его хватало на обратный путь!

От Автора: Еще в середине 1970-х годов в СССР, под руководством заместителя Туполева, члена-корреспондента АН СССР Сергея Егера начали строить дирижабль, который похож на сплющенный бублик – эдакое летающее кольцо. У него должны были быть от 4 до 6 турбовинтовых двигателей. Грузоподъемность – 150 тонн. Причем предполагалось использовать этот дирижабль для перевозки никеля из Норильска. Проект был доведен, что называется, «до заклепки», но аппарат так и не начали строить – умер Сергей Егер». Расчеты и аэродинамические эксперименты показали, что этот сплющенный «бублик» при наличии профилировки создает подъемную силу. Другими словами, это должно было бы быть летающее кольцевое крыло. Очень эффективная конструкция с точки зрения аэродинамики.


Hosted by uCoz

        :: Сергей Иванов :: Русский Инженерный Портал :: "The Russian Engineering" ©. :: Февраль 2010 г. ::