Актуальные проблемы философии инженерного дела

А.В. БОНДАРЬ, канд. филос. наук, В.А. ЛАШКО, д-р техн. наук
Справочник. Инженерный журнал № 3, 2006, стр. 63-64.

"Инжиниринг — инженерное дело..."
Н.Я. Яценко. Толковый словарь
обществоведческих терминов

Считается, что инженер — это профессия чрезвычайно широкого профиля. Полагают: человек этой профессии призван создавать приборы, устройства и технологии. Другими словами, инженер есть специалист с высшим техническим образованием.

Что касается происхождения понятия "инжиниринг", то сами инженеры связывают его исключительно с термином "инженерное дело". Такова суть научной проблематики инжиниринга.

Забегая вперед, сразу же скажем о том, что в российской литературе о технике все еще продолжает в значительной степени доминировать научный, а не философский взгляд на вопрос, что такое инженерное дело. Преобладание такой тенденции неразрывно связано с многолетним господством в СССР определенной точки зрения: наука, но не инжиниринг, является главной производительной силой в техническом прогрессе.

Это сциентическое утверждение философы-антисциентисты считают спорным. По их мнению, работу ученого и инженера отличают как повседневная деятельность, так и конечный результат.

С философской точки зрения, наука - область знаний, открывающая исследователям закономерности в явлениях природы, общества, государства, человечества. Например, в естественных науках ученые занимаются, главным образом, свержением научных открытий. Инженер, работающий в этой области, обычно изучает прикладные возможности естественно­научных открытий для внедрения их в производственную практику посредством изобретений, проектирования, конструирования. Говоря иначе, инженер как изобретатель, проектировщик, конструктор выступает в роли своеобразного протежировщика научных открытий. Только посредством инженерного протекционизма эти открытия попадают в руки техников, технариев для того, чтобы они посредством своего профессионального "технэ" модифицировали их в искусственные спутники Земли, радиотелескопы, электрокардиографы, атомные электростанции, электронные вычислительные машины, ракеты, самолеты и прочие орудия физического и умственного труда.

Словом, философы-антисциентисты утверждают, что только посредством инженерного дела ученые, техники, технари обретают способность быть субъектами научно-технического прогресса человечества. Без преувеличения можно говорить о том, что инжиниринг является генеральным регулятором отношений между научным и техническими знаниями, соединительным звеном, обеспечивающим их взаимовлияние друг на друга.

Думается, что изложенный материал в достаточной степени отражает тот факт, что общественные и общечеловеческие потребности саморазвития человечества обусловливают необходимость введения в словооборот науки и техники термина "философский инжиниринг". Существование такой потребности подтверждается историческим анализом развития понятия "инженер". Те исследователи, кто пытается утверждать, что слово "инженер" введено в оборот 400 лет тому назад, имеют обыкновение прибегать к следующему верификационному генезису. Инженер, считают они (фр. ingenieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность), есть специалист с высшим техническим образованием. Якобы первоначально это слово было призвано обозначать название лиц, управляющих военными машинами. Что касается возникновения понятия "гражданский инженер", то, по их мнению, оно появилось в XVI в. в Голландии и использовалось применительно к строителям мостов и дорог.

В России понятие "инженер" пришло в виде термина "ingeniur". Первым его употребил российский философ-просветитель, один из советников "ученой дружины" Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая "российский люд" по этому вопросу он "разъяснял: "ингениуры — это такие люди,"... которые... острый смысл имеют... особливо к механике и всяким хитрым вымыслам..." [1].

Друг и единомышленник Василия Татищева, глава "ученой дружины" Петра I, профессор и ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович модифицировал термин "ингениуры" в слово "инженерство". "У нас, - писал он, - предивные рудокопные заводы, различные мастерства и художества, исправленное и умноженное купечество, инженерство, корабельное дело, архитектура" [2].

Использование этого термина Прокоповичем сопровождалось уточнением о том, что слово "инженер" произошло от латинского корня ingeniare, что означает "творить", "внедрять". Однако этим "разговором двух приятелей о пользе наук и училищ" дискурс о терминологическом происхождении слова "инженер" в России не закончился. Его продолжили "славяно­филы".

В отличие от "западников" "славянофилы" пытались вести дискуссию со своими оппонентами языком Толкового словаря Владимира Даля.

"Инженер, - писал Даль, - ... ученый строитель, но не жилых домов, адругих сооружений различного рода [3]. По глубокому убеждению "славянофилов", понятие "инженер" необходимо этимологически строго выводить из техники, т.е. из древнегреческого слова "techne", означающего заводское ремесловое искусство, знание, умение; приёмы работ и приложение их к делу.

Отличительной чертой "западнического" подхода к инженерной жизнедеятельности было то, что его сторонники исходили в рассуждениях о ней из постулата: наш предок как человек начинается с инженерного дела, т.е. с изобретательства. "Человек, бесспорно, инженер, — говорили западники, — но он изобрел инженерное дело для целей, лежащих за его пределами" [4].

Как видно из сказанного, в России при дефиниции понятия "инженер" славянофилы имели обыкновение выводить его из технической жизнедеятельности человечества, а западники — искали источник происхождения этого слова в изобретательстве.

В наши дни слово "инженер" расшифровывается так. "Инженер (фр. ingenieur, от лат. корня ingeniare, что значит "творить", "создавать", "внедрять") — специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений" [5]. "Инженер ... специалист с высшим техническим образованием" [6].

В этой расшифровке наблюдается попытка осуществить философский синтез славянофильского и западнического подхода к дефиниции понятия "инженер". На этом греко-латинском варианте его дефиниции можно было бы остановиться, если бы в эту дискуссионную ситуацию не вмешалась сегодняшняя англоязычная философская трактовка вопроса, что такое инженер.

Отличительная особенность англоязычной трактовки этого вопроса такова. Инженером может работать только человек, владеющий инженерным делом, т.е. умеющий перерабатывать научные открытия в инжиниринг. "Инжиниринг (англ, engineering, от лат. ingenium изобретательность; выдумка; знания) — одна из форм связей в сфере науки и техники... по предоставлению услуг по доведению научно-инженерных и опытно-конструкторских разработок до стадии производства" [7].

Совершенно очевидно, что так называемые греко-латиноязычники занимаются отождествлением понятий "техниринг" и "инжиниринг", т.е. субъекта техниринга выдают за инженера. Но не менее очевидны и причины несогласия англоязычников со своими оппонентами, прямо говорящие о том, что труд субъекта инжиниринга как функция сферы умственной жизнедеятельности людей не имеет теоретического права отождествляться с физической деятельностью техников и технологов.

Другими словами, с точки зрения англоязычников, инженер — это субъект инжиниринга, а не техниринга. Инжиниринг и техниринг — это две различные сферы общественного разделения труда. Инжиниринг являет собой продукт инженерного дела, осуществленный его субъектом на чертеже, схеме или рисунке в виде теоретического изобретения, проекта или схематической конструкции, а техниринг есть такая физическая жизнедеятельность, которая требует от своих субъектоносителей профессионализма, способного материализовать тот или иной инжиниринг в орудия, инструменты, механизмы, машины, аппараты, роботы, компьютеры.

Об этом можно было бы специально и не упоминать если бы руководство ВТО, куда Россия пытается вступить с 1995 г., не потребовало бы от правительства РФ дипломированного разведения между собой понятий "инжиниринг" и "техниринг". И эти две актуальнейшие философские проблемы руководство нашей страны обязано решить до 2007—2010 гг.

Таково решение стран — участниц Болонской конвенции.

Литература

  1. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Избранные произведения. Л., 1979. С. 57.
  2. Прокопович Ф. Курс философии без заглавия, заключающий логику, натурфилософию, этику. 1707—1709, ДА/П.43.
  3. Даль В. Толковый словарь. М., 2000. Т. 2. С. 102.
  4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 142.
  5. Научно-технический прогресс: Словарь. М., 1987. С. 77.
  6. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Словарь русского языка. М., 1999. С. 247.
  7. Большой энциклопедический словарь. М., 1991. Т. 1. С. 492.


Использованы материалы порталов:

http://www.prom-info.com

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © 01.04.05. - Июнь 2007.