Инженерное дело в России.

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © Январь 2010.


История зарождения и развития.

В русской армии XVI века инженеры назывались «розмыслами». История Русского инженерного корпуса в допетровское время скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Русская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава Русского оружия не меркнет в веках! Понятие "инженер" пришло в Россию в виде термина "ingeniur". Первым его употребил российский философ-просветитель, один из советников "ученой дружины" Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая "российский люд" по этому вопросу он "разъяснял: "ингениуры — это такие люди,"... которые... острый смысл имеют... особливо к механике и всяким хитрым вымыслам...".

К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию "технологического" преклонения перед "западом" (Западно-Европейцами и США), безперспективный импорт технологий и приглашение инностранных специалистов на ключевые позиции в науке и индустриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, Попов, Можайский, Жуковский - имена Русских инженеров, разработки которых имеют абсолютный преоритет в мире, но не получили признания в Российской Империи, где главенствовали инностранцы!

Кровавая бойня Первой Мировой (Империалистической) войны значительно сократила Русский инженерный корпус - после гибели "кадровой" армии, царское правительство было вынуждено призвать на командные должности гражданских специалистов. К счастью, Русскую инженерную школу удалось сохранить, и после окончания Гражданской войны началось Возрождение Русского инженерного корпуса. Индустиализация народного хозяйства в СССР в 30-х - 40-х годах раскрыла широкое поле деятельности для Русских инженеров. Всего за 10 лет, опираясь на новейшие технологии закупленные за рубежом, молодые Советские инженеры смогли создать мощнейшую тяжёлую индустрию, разработать и запустить в широкомасштабное производство уникальную военную технику высочайшего уровня - оружие нашей победы над мировым фашизмом, и наконец, вывести СССР в мировые лидеры!

В 40-х - 80-х годах, в периуд "холодной войны" и полной изоляции "железным занавесом" от западных технологий, Русскими инженерами были достигнуты наибольшие успехи. И именно высочайший уровень Русской - (Советской) инженерной школы позволил создать уникальную военную технику, которая даже сейчас, через 20 - 30 лет после разработки, является вполне конкурентноспособна! Мы пошли своим путём, перестав оглядываться на запад, и только благодоря этому, мы пока ещё имеем современные высокотехнологичные производства.

Русский подход.


Особенности Русской инженерной школы.

Русская - (Советская) инженерная школа сформировалась под влиянием специфических факторов России. Их несколько.

  1. Простота конструкции. Этот параметр вызван резким разрывом уровня развития технической интеллигенции России и основной массы населения страны - пользователей мировых научно-технических достижений.


  2. Ремонтопригодность. Традиционные для российской глубинки проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом техники, требует закладки этого фактора в конструкцию изначально.


  3. Эксплутационная надёжность. - Не ресурс, а именно способность техники работать в самых экстремальных условиях: в грязи, в жару, в песке, без регламентного обслуживания, без соответствующих ГСМ и запчастей - делает продукцию Русской инженерной школы почти "неубиваемой" в самых неподготовленных руках и чрезвычайных ситуациях.


  4. Технологичность изготовления, доходящая почти до примитивизма. Вечная для России ограниченность ресурсов, в том числе и доступных материалов и производственных мощностей, заставляет российских разработчиков принимать удивительные по своей простоте, и вместе с тем, эффективности технические решения, которые для иных инженерных школ просто недостижимы.

Именно поэтому наша техника плохо приживается в так называемых цивилизованных странах, но не имеет себе равных в песках Африки или джунглях Южной Америки. И недаром в инженерных кругах России до сих пор бытует присказка на эту тему: "сложно и дурак сделает, ты сделай просто"...


На Западе русские инженеры зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. И главным образом, за счет особой ментальности. Там, где европеец стремится к точности, а китаец - к детализации, русский добивается того, чтобы система работала любым способом. Там, где европеец склоняется к компромиссу и золотой середине, человек русской культуры стремится к широте и выходу из проблемы для решения этой проблемы. Если надо решить задачу, российские ученые не избегают грубых решений, будучи уверенными, что детали будут осмыслены и доделаны потом, если потребуется. В результате российская широта позволяет соединять все и вся, то есть находить новые нетривиальные решения и принципы на любом уровне и в любом месте. Все это совершенно не похоже на подход немца, американца или японца.

Мой собственный опыт работы на Западе дает мне основания сделать следующие наблюдения. Если взглянуть на особенности процесса познания в России и на Западе, то, несмотря на формальную одинаковость инженерных процессов, можно выявить существенные различия. Инженеры на Западе довольно своеобразны. Они все очень хорошие узкие специалисты, но целостного мировозрения у них нет. Поэтому их метод разработок затратен. Они не способны на крупные предвидения. Они должны отработать все кирпичики реальности и только потом идти дальше. Более того, они стремятся не допускать столь уж резких прорывов, если только от них не будет немедленной отдачи в виде прибыли.

Падение в бездну.

"Перестройка" и "демократизация" общества, волна дискридитации СССР, накрыла и уничтожила не только СССР, но и неразрывно связанный с ним Советский Инженерный корпус, что привело к небывалому в истории исходу Русских специалистов за рубеж! Невостребованные на Родине, "Русские" ИНЖЕНЕРЫ действуют в мире весьма успешно. Более того, практически каждый десятый ИНЖЕНЕР в Конструкторских Бюро всемирно известных Фирм - „BOSCH“, „SIMENS“, „MERCEDES“, „AUDI“, „JOHN DEER“ и т.д. является выходцем из бывшего С.С.С.Р.! А это безусловно подтверждает ВЫСОЧАЙШЫЙ УРОВЕНЬ СОВЕТСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ!

И перспективы улучшения ситуации, - более чем туманны. Как указывается в отчете Всемирного Банка : "... отдельные данные свидетельствуют о том, что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие американские компании в сфере высоких технологий ..."

Привлечение квалифицированной рабочей силы очень выгодно для Запада. США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят 235 тыс. долларов, инженера — 253 тыс., врача — 646 тыс., специалиста научно-технического профиля — 800 тыс. Некоторые исследователи связывают небывалый подъем американской экономики эпохи Клинтона с массовым приездом ученых и вообще интеллектуалов из бывшего СССР. Эти цифры показывают, что переманивать «умы» выгодно, а отдавать их — нет. Многие, уезжая за границу, сначала думают, что они выехали на 2-3 года, потом они оказываются в такой среде и с такими возможностями для работы, что они понимают - вернувшись в Россию, им придется бороться за выживание каждый день, а там у них есть все, что нужно для нормальной жизни.

К сожалению, безмозглое отрицание всего, что связанно с СССР, и в первую очередь советские экономические методы и инженерные достижения, привело к значительному отстованию промышленного развития России от Запада, зти методы и разработки беззастенчиво укравшего и широко использующего. Тем более, что как правило, "сотрудничество" с иностранными компаниями связанно с передачей технологий только в одну сторону. Так например, в офисе компании Westinghouse в Питсбурге собран полный комплект копий технической документации АЭС Украины. А следующим шагом такого "сотрудничества" является экспансия на традиционные российские рынки... Наши-же изобретения продают нам в три-дорого под иностранными вывесками!

Инженерное дело в наши дни.

Экономическая ситуация в современной России катастрофическая. Страна с успехом разбазарила не только сырьевой ресурс, но и свой научный и инженерный потенциал. Работая за рубежом, я встречал десятки соотечественников, работающих в разных фирмах. На одной из них мне довелось видеть отдел, целиком укомплектованный специалистами Министерства авиационной промышленности! Вспомните, научный потенциал страны на 2/3 еще недавно был представлен специалистами КБ и отраслевых НИИ. Где они теперь? Да где угодно – в торговле, в офисах, в охране… Это тоже утечка, и наиболее массовая и катастрофическая. Ушел в небытие целый слой общества – инженерная интеллигенция, при полном безразличии общества к судьбе этих людей. Об этом ни один политик, ни один представитель научного ареопага ни разу не заикнулся. А ведь без этих людей ни одно из фундаментальных открытий не станет заводской технологией и не найдет своего адресата.

"Россия стремительно падает в пропасть полного научно - технического краха, а состояние всей инновационной сферы не может расцениваться иначе чем катастрофическое. Если не будут приняты экстренные и кардинальные меры по исправлению данного положения, страна, уже в обозримой перспективе, может прекратить свое существование как независимое государство."

Верховные правители России, при активной поддержке губернаторов, с высоких трибун зазывают в Россию ведущих специалистов - "соотечественников", достигших успехов за границей, но даже и не задумываються над тем, куда и как их правильно использовать, когда те действительно приезжают! Тема "приложения" знаний и опыта этих специалистов никого в России не интересует... . Здесь ты никому, кроме близких, не нужен. Твои знания, опыт – это только твои проблемы. Государственная власть в очередной раз отрекается от своих обязательств и людей ей поверивших. Главная проблема заключается в том, что все "тёплые" и высокооплачиваемые места давно уже заняты "нужными" людьми, и хотя они неэффективны в силу своей инертности, зато "свои" люди не пытаються сломать сложившуюся систему и лишить руководителей комфортабельного "почивания на лаврах".

И до революции, и в первое время после нее огромный вклад в отечественную науку, в определение приоритетов ее развития и т.п. вносили ученые, возвращающиеся в Россию (СССР) после работы за рубежом. Нынешние "утекшие" в большинстве не рвут личных, научных и культурных связей, и не их вина, если родина не создает условий для более тесного взаимодействия. Если молодой человек, сколько бы ему не сулили, видит, в каком состоянии живут российские инженеры, он никогда не пойдет по этому пути. Это первый момент. Придется наладить жизнь и у тех, кто есть в России сейчас. Это просто неизбежность. Семья – очень мощный фактор, который будет удерживать человека за границей. Дети, не знающие русского, и относительно плохо образованные по сравнению со своими российским сверсниками, являются очень серьезным препятствием к возвращению.

Самое парадоксальное в этой ситуации, что "русский" бизнес и госаппарат абсолютно не способны уразуметь "что есть суть инженерная" и понять зачем ИНЖЕНЕРЫ им вообще нужны!

При активной помощи "демократических" СМИ, в России формируется устойчивое мнение, что достаточно закупить за границей дорогостоящее оборудование и всё заработает само собой... . Руководители современных предприятий полностью игнорируют системный подход к организации производства и наделяют ИНЖЕНЕРОВ несвойственными им обязанностями. Например в сельско - хозяйственном производстве ИНЖЕНЕРАМ нередко приходиться самостоятельно выполнять слесарные работы и управлять сельхозмашинами, а средняя заработная плата ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА достигает 10 тыс. рублей в месяц! Но и в городах ситуация ничем не лучше - средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в регионах состовляет 16 тыс. рублей в месяц... (ситуация в Москве специально не обсуждается - так как это не Россия, а другое государство!).


Зарплата инженера в Калужской области.

по информации "МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" Калужской области.

  1. ООО "ФИЛИ Н-АГРО" БАРЯТИНО, ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА, ЗАРПЛАТА: от 10000 РУБ.


  2. СПК "ЖЕРЕЛЕВО" КУЙБЫШЕВ, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: МЕХАНИК, ЗАРПЛАТА: 5000 - 8000 РУБ.


  3. ЗАО "ВОЛЬВО ВОСТОК" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ПРИМЕЧАНИЕ: ОПЫТ В КОМП."ВОЛЬВО", АНГЛ., ШВЕД.ЯЗ., ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛ. ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.


  4. ООО "ТАШИР-ПЕРИТУС" г. КАЛУГА, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР, ПРИМЕЧАНИЕ: КОНТРОЛЬ ЗА МОНТ. ОБОРУД. ПО ПР-ВУ СТРОИТ.МАТЕР., ОПЫТ, Ж. АНГЛ.ЯЗ. ЗАРПЛАТА: 15000 РУБ.


  5. ФИЛИАЛ ФГУП "НПО ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА г. КАЛУГА", ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ТУРБИНОСТР-Е, ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ, ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.


  6. ОАО "СКТБ РАДИООБОРУДОВАНИЯ" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ВЕДУЩ., МЕХАНИК, ПО ВЫПУСКУ РАДИОЭЛЕКТР. ИЗДЕЛИЙ. ЗАРПЛАТА: от 16000 РУБ.

- Обратите внимание, господа, что в Германии за эту-же работу платят минимум 4 тыс. евро в месяц, то-есть средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в Германии в 10 раз больше чем в России! Недавно один специалист по проблемам экономической отдачи от науки спросил, сколько надо платить, чтобы люди вернулись? Большинство сходятся в том, что если платить половину западной зарплаты, то-есть не менее 100 тыс. рублей в месяц, то половина вернется.

Что нас ждёт и что делать?

Политические катаклизмы последних двадцати лет в России, отбросили в глубокое прошлое и привели в упадок народное хозяйство и транспорт, затормозили разработки нового высокотехнологического оборудования. В таких условиях, покупка бывших в употреблении импортных "Высоких Технологий", не позволяет достичь желаемого результата и приводит к технологической зависимости, и напротив, новые, высокоэффективные "прорывные" технологии позволяют выйти в лидеры на мировом рынке, обрести независимость и диктовать условия и правила рынка.

Программа инновационного развития страны, обнародованная в Послании президента, это то, чего так долго мы ждали. Для нас это в первую очередь значит только одно – мы станем опять нужны. Инновационный путь развития – это революционный поворот в развитии всей страны. А такие процедуры без мобилизации и концентрации ресурсов невозможны. Так же, как невозможно реализовать потенциал ресурсов без четкого плана, а точнее, госплана, реализация которого закреплена законодательством. Но я никак не могу освободиться от некого чувства дискомфорта и беспокойства, знакомясь с программными положениями. Есть что-то недосказанное – не предложен механизм ее реализации!

А ведь в своё время, в СССР существовала мощная система поддержки инновационной деятельности вообще, и патентования результатов научно-технической деятельности в частности. Треть всех изобретений мира регистрировалось в СССР. В любом НИИ и КБ, в любом ВУЗе, на любом производстве, сразу же после создания "первого" отдела, - создавался отдел патентный, через который проходили все без исключения новые разработки. Любая техническая диссертация в обязательном порядке должна была содержать раздел патентных исследований по тематике работы. Выходили сотни отчетов, обзоров, и исследований зарубежных разработок, которые обязан был штудировать любой, кто был хоть как-то причастен к научно-технической деятельности. Все это гарантировало мировую новизну и актуальность работ. Параллельно, - существовала мощная система поддержки инноваций во всех сферах и на всех уровнях государства, - начиная с бесплатной помощи в оформлении всех необходимых документов по заявке, через систему ВОИРа, и заканчивая развитой системой ведомственных премий и даже льгот по квартплате для изобретателей и рационализаторов. Все это, в совокупности, - позволяло государству удерживать мировой паритет в научно-технической сфере, и как следствие - сохранять фактическую независимость на мировой арене.

Ничего этого - больше нет, - все разрушено до основания. Как прямо указывается в докладе Всемирного Банка "... инновационная система России лежит в руинах ...". 5.000 "научных" организаций, совокупным штатом в 900.000 человек, "выдает" на мировой инновационный рынок не более 40 патентов в год (об их "качестве" - скромно умолчим). Количество внутренних патентных заявок от авторов РФ - ежегодно сокращается минимум на 8%-10%, а вот от зарубежных - растет на 26%. В такой ситуации "слепой" импорт "Западных" технологий и "забугорная помощь", означает полное искоренение Русского Инженерного корпуса и окончательную утерю знаний и опыта, накопленных многими поколениями Русских Инженеров, что приведёт к Технологической зависимости от "Запада" и утери Россией суверенитета.



Использованы материалы порталов:

  1. Русские инноваторы делают шокирующее заявление.
  2. Русский Профсоюз Инноваторов.

  3. Утечка мозгов - объективный анализ.
  4. Миронин С.

  5. ВАКАНСИИ АПК Калужской области.


  6. Наша "платформа", сдвоим ряды!
  7. Принцип производственной "платформы" украден у Русских.

  8. Бой без правил. Автоиндустрия.


  9. http://www.trudvsem.ru


  10. http://www.rabota.ru


  11. Честный Русский.


Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © 2005. - 2010.