Мои зерноуборочные комбайны."Дон-1500".
Отечественная техника в битве за урожай в безкрайних степях Казахстана.
Инженер-Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Август 2007.
Использованы материалы портала http://www.rostselmash.ru


От Автора: К сожалению, мне пока не довелось поработать на зерноуборочных комбайнах "Дон-1500", из шести уборочных сезонов - четыре сезона я отработал на комбайнах "Нива" СК-5 и СК-5М, один сезон на подборщике "Ветерок" с прицепом (подборщики "Ветерок" производились Ремзаводами на шасси списанных комбайнов "Нива" установкой мощного вентилятора и воздушно - транспортного короба) и один сезон на СК-6 "Енисей-1200". Тем неменее я участвовал в сборке новых Дон-1500 в совхозе и многократно наблюдал их в работе, что позволяет мне сделать некоторые выводы.

У нас в Кокчетавском Сельскохозяйственном Институте имелся один "Дон-1500" и хотя мы их не изучали, мы с товарищами довольно - таки подробно его исследовали и обсудили. Прежде всего поражают размеры Дон-1500 - в его копнителе спокойно поместится автомобиль "Ока", массивные многоручьевые шкивы приводятся толстенными полиремнями, зерновой бункер размером с малогабаритную квартиру и вместительная кабина. Если размеры Дон-1500 и его мощный шести - цилиндровый двигатель напрямую указывали о большой производительности машины, то толстые жгуты проводов опоясовших комбайн наводили на грустную мысль о его сложной электронной начинке. Мы конечно понимали не только то, что имеем дело с новым поколением с/х техники, но и то, что её внедрение будет сопровождаться серьёзными проблемами, так - как найти в деревне людей способных разобраться с электронной начинкой комбайна будет практически невозможно. В реальности так оно обычно и происходило - намучавшись с поиском причин для срабатывания аварийной сигнализации, механизаторы производили "оперативное вмешательство в систему" вырвав пучок проводов из распределительной коробки. Точно такие - же проблемы возникали и с електроклапанами гидропривода трансмиссии.

Мощная высокопроизводительная машина привела в полное замешательство руководство и инженерно - технические службы хозяйств, так - как не вписывалась в традиционную схему управления уборочными работами и обеспечения запасными частями. Например в нашем совхозе, получив в 1992г. два Дон-1500, вместо того, что - бы выделить их в отдельное звено и послать на уборку семенного зерна, их раздали в разные дригады находящиеся в разных посёлках. В результате такого "выдающегося" руководства, эффективность от применения Дон-1500 оказалась на уровне комбайна "Нива" СК-5, так - как обеспечить приемлемый уровень загрузки Донов на наших низкоурожайных полях неудалось и большую часть уборки они молотили в холостую. Как следует порезвиться они смогли только на семенных полях, подбирая сдвоенные валки, уложенные десятиметровыми жатками в два прохода.

Зерноуборочные комбайны "Дон-1500".

Дон-1500 Дон-1500 Дон-1500 Дон-1500 Дон-1500
Дон-1500 Дон-1500 Дон-1500 Дон-1500 Дон-1500

Kонструктивные особенности зерноуборочного комбайна "Дон-1500" 1986г..

  • Гидростатическая трансмиссия.
  • Широкий и прочный задний мост.
  • Удобная система быстрой навески жаток.
  • Удачная развесовка по осям, за счёт центрального расположения зернового бункера.
  • Высокая транспортная скорость - 30км/ч.
  • Герметизированная шумоизолированная кабина, оснащенная кондиционером.

Опыт эксплуатации зерноуборочного комбайна "Дон-1500" в СНГ.

Главный инженер ЧП «Свитанок», Украина, Полтавская обл.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Наше хозяйство образовалось на базе развалившегося в свое время колхоза, большинство земель которого в то время было распродано или сдано в аренду. Обрабатывать поля было нечем, и они, в большинстве, были попросту брошены. Дело стало налаживаться, постепенно стали наращивать посевные площади, решили покупать дорогую и производительную зерноуборочную технику.
Первым купили роторный Massey Fergusson — подкупила его высокая производительность, необычная в то время схема обмолота, мощный двигатель, американская сборка. Но оказалось, что он плохо работает на влажной засоренной массе — он ее не обмолачивает, а просто выкидывает клубками. Massey Fergusson в 2004 году убрал 2000 га, а в 2005 еле-еле убрал 800 га — там у нас возникли проблемы: механизаторы по ошибке поставили привод решетного стана на высокие обороты, он отработал так один сезон, и на нем сломались валы привода решетного стана. Запчасти покупаем у официального дилера в нашем регионе, но они слабо как-то работают — целый месяц мы не могли дождаться запчастей. Пришлось обращаться прямо в Америку, и через неделю уже получили запчасти — заплатили только за растаможку…
После того, как убедились в том, что роторная схема не годится для наших полей, решили вернуться к классической схеме обмолота — купили Fendt. Выбрали его потому, что он выглядел современно — в кабине стоял компьютер. Здесь тоже возникли проблемы — во-первых, долго не могли найти механизатора, который смог бы на нем работать. Дело в том, что большинство наших механизаторов закончили обычные училища, а там просто учили — садись и работай, а потом, когда работать пойдешь, научишься… Во-вторых, бортовой компьютер имеет недостаток — когда падают обороты какого-либо вала, он начинает сигнализировать, а если вал останавливается совсем (например, если порвался приводной ремень) — компьютер молчит и комбайнер думает, что все в порядке. Со временем мы сами стали стараться следить за работой всех приводов по старинке, «на слух»… Затраты на запчасти на него большие — как закончилась гарантия, мы сразу поменяли решета, каркас грохота.
В прошлом году купили Дон, он у нас уже отработал один сезон. Затрат на запчасти не было, если не считать один ремень, но это не затраты. Доном очень довольны, он хорошо работает на засоренных полях. Вообще, Дон — комбайн для наших полей. Нравится приемный битер в наклонной камере, он очень хорошо разравнивает поступающую массу и в барабан она поступает уже ровная, комбайн не «рявкает», как другие комбайны. Механизаторы эту машину знают хорошо, с кадрами проблем нет. Производительность у него такая же, как и у Massey Fergusson и Fendt, все делают примерно по 30 га за смену. Теперь мы будем отказываться от импортной техники, будем брать Доны. Они как раз сделаны для наших полей.

Директор «Общество «Торма», Эстония, уезд Йыгева
-----------------------------------------------------------------------------------
Наше хозяйство существует еще с советских времен. После распада Советского Союза для нас наступили тяжелые времена — не стало планово-распределительной системы, рухнули все наработанные годами экономические связи, предприятия стали переходить в частные руки. Наше хозяйство тоже не стало исключением.
В наследство нам достались пять стареньких Донов, один из которых был еще 1985 года выпуска. На сегодняшний день из пяти в строю остались только три, остальные потихоньку разбираем на запчасти. За сезон 2005 года на покупку запчастей для работающих Донов потратили около 200 тысяч крон*. Мы посчитали, что это очень много, и приняли решение обновить парк техники.
В последнее время в Эстонии наблюдается тенденция к переходу на зерноуборочную технику западного производства, мы тоже не остались в стороне. Долго сравнивали комбайны различных моделей, остановились на Case 2388. Понравились дизайн, надежность, производительность этих комбайнов. Но мы решили действовать осторожно — в 2006 году купили новый Дон-1500Б и Case 2388, и решили на собственном опыте проверить, какой же из них окажется эффективней.
На каждый комбайн мы завели журнал, куда ежедневно записываем все затраты, поломки, намолоты. К концу уборки, когда мы подвели итоги, оказалось, что Дон расходует на каждую тонну бункерного зерна на 25% меньше горючего, чем Case. При этом по сорности бункерного зерна, возможностям уборки незерновой части урожая Дон не уступает своему западному собрату. Конечно надежность у Case выше, чем у Дона, но ведь наши механизаторы очень хорошо знают Доны, могут сами делать мелкий ремонт. Да и сервисные службы Ростсельмаша ни разу не подвели — от момента звонка до устранения неисправности проходило не более полутора часов. Case сломался только один раз — после своего первого выхода на поле сразу «полетел» редуктор ротора. Оказалось, при подготовке комбайна представители сервисной службы попросту забыли залить туда масло… Опасаемся того, что сами мы ремонт этой машины сделать не сможем. А если в этот момент машина сервисной службы окажется далеко от нас, в другом месте?
Мы сейчас стремимся к переходу на экономичные методы хозяйствования, поэтому на Дон потребовалось установить систему спутниковой навигации. Оказалось — и это не проблема. Теперь строим карты урожайности, появилась возможность точного внесения удобрений. В довесок ко всему установили систему автоматической смазки, теперь и надежность повысилась. Цена на Дон почти в два раза ниже цены Case… А суммарная выработка меньше всего лишь на 10%… Так что у ваших комбайнов самое лучшее соотношение цена-качество! Уже сегодня мы склоняемся к тому, чтобы в дальнейшем остановиться на Донах.

Главный инженер, Украина, Полтавская обл.
-------------------------------------------------------------------
В нашем хозяйстве три Дона и один Доминатор. Один Дон очень старый, мы его готовим на списание, а Доминатор работает седьмой сезон. Доминатор купили потому, что хотели попытаться сделать ставку на надежность, да и дань моде — считалось, что если хозяйство успешное, оно должно иметь импортную технику. В то время это был не экономический вопрос, а политический…
Доминатор в прошлом сезоне сильно подвел — сломалась предохранительная муфта, нигде не могли ее найти. Нашли только в Днепропетровске, пришлось срочно туда ехать. Пока привезли запчасть, пока установили — комбайн простоял почти двое суток. Дон в такой ситуации больше половины дня не простоял бы. Донами очень довольны. На новом комбайне у вас стоит хороший двигатель — экономичный, надежный. В позапрошлом году новый Дон намолотил 200 тонн за 4 дня, а в прошлом году, помимо уборки собственных полей, гоняли его за 100 км в одно из соседних хозяйств.
Доминаторы теперь покупать не хотим — цена не устраивает, с запчастями и ремонтом проблем больше. С ценами на запчасти для него тоже беда — на старый Дон в этом сезоне затрачено 5 000 грн, а на Доминатор уже 57 000 грн. Цены у них, конечно, очень высокие — одна звездочка на элеватор стоит 600-700 грн… До того, как мы купили новый Дон, у нас были 2 старых пятнадцатилетних Дона и Доминатор. Так вот, в позапрошлом году мы затратили на обслуживание и ремонт двух пятнадцатилетних донов 40 000 грн., а на Доминатор — почти 100 000 гривен! Так что тут однозначно — выбор в пользу Донов! Теперь от Доминатора будем, скорее всего, избавляться и покупать новый Дон.

директор ЧП «Росинка», Украина, Одесская обл.
--------------------------------------------------------------------------
В конце 90-х годов на полях стала появляться техника западных производителей, о ее высоком качестве ходили легенды. Я тоже принял решение, что нужно покупать импортный комбайн. Пусть он дорогой, но я был уверен, что с ним не будет особых проблем лет 10… Да и просто хотелось перейти в разряд успешных хозяйств. Приобрели Mega-206. Первые 2-3 года Mega работала отлично, но потом пришлось планово менять кое-какие запчасти, начались поломки… В конце-концов, это всего-навсего техника, и как бы она надежно не делалась, за ней нужно следить, и она все равно будет ломаться — ведь условия работы в поле не самые лучшие.
Посевные площади у нас увеличились, пришлось нанимать технику в соседних хозяйствах. И вот в позапрошлом году к нам приезжал на уборку Дон-1500Б. Получилось так, что на одном поле убирала одна Mega, пять Нив и Дон-1500Б. Дон мне давал по 120 тонн в день, Нивы — по 40 тонн — я был счастливый! Тогда я убедился: ростовская техника не подводит — фирма! Тогда я и принял решение покупать Дон. Когда покупал Дон, были сомнения: «Как быстро смогу расплатиться?» За Дон я должен был выплачивать кредит на три года — за прошлый сезон успели отработать девять дней, и я уже получил половину его стоимости. В этом году планирую расплатиться полностью.
Теперь буду продавать Mega, и покупать еще один Дон. Mega мне понравилась, но запчасти на нее очень дорогие, и сервиса по ней, можно сказать, нет вообще… Запчастей никаких нет, некоторые детали я изготавливал сам на токарном станке, и они намного лучше по качеству, чем нам продает официальный дилер. А цены у них очень высокие — шестеренка второй передачи стоит почти столько же, сколько стоит новая коробка передач на Дон. Ходовой ремень на Mega, который стоит 3 600 грн., у меня он сгорел три раза… Сейчас Mega не хочу, новая дорого стоит, а те, что сейчас продают — их привозят 5-7-летние, слегка наведут красоту и продают, и они начинают сыпаться…

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.