Состояние машинотракторного парка с/х СНГ
Инженер-Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Январь 2007.

Использованы материалы портала http://www.ortz.ru
машинно-тракторный парк стран СНГ изношен до предельного состояния


От Автора: Серия правительственных переворотов 1985 - 1993г.г. ввергли страну в хаос и подорвали её военное, политическое и индустриальное могущество. Преступная экономическая политика нового руководства России и грабительская приватизация производственного сектора, привели к полной остановке и гибели многих Великих Русских Заводов и целых Производственных Объединений. Пока новая элита делила национальные достояния, в страну хлынули бурные потоки иностранного автометалолома, и начался массовый отъезд высококласных специалистов зарубеж. Лишённая государственной поддержки и финансирования, потеряв высококвалифицированные кадры, Отечественная Сельхозиндустрия была отброшена на десятки лет назад в своём развитии и впала в кому. К счастью шок постепенно проходит, и хотя понадобятся десятки лет, что-бы восстановить былое промышленное могущество России, уже сегодня видны и первые достижения.

Продовольственная безопасность стран СНГ неразрывно связана с обеспечением их новой техникой, технологиями, кадрами и условиями экономического взаимодействия агропромышленных предприятий с государственными и коммерческими структурами. Организация новых и становления существующих агро-фирм с различными формами собственности происходит в сложных экономических условиях. Агропромышленные предприятия не получают действенную государственную поддержку в отличие от опыта многих зарубежных стран. Тяжелое финансово-экономическое положение предприятий АПК приводит к тому, что темпы обновления тракторного парка отстают от темпов списания машин. Следствие этого - упрощение в ущерб качеству и нарушение технологических процессов земледелия, растягивание агротехнических сроков, сокращение обрабатываемых площадей земельных ресурсов. Увеличение объемов производства и повышение качества продукции возможно, в частности, лишь на базе использования новой энергонасыщенной техники, энерго- и влагосберегающих технологий. Однако, взаимосвязь ситуации в АПК и в сельскохозяйственном машиностроении существенно отражается на состоянии промышленных предприятий, уровне производства техники, в особенности, тракторов. Экономическая поддержка производителей тракторной и сельско-хозяйственной техники носит эпизодический характер, отсутствует реальное планирование и государственный заказ как на технику так и на сельскохозяйственную продукцию. Все это привело к тому, что машинно-тракторный парк стран СНГ изношен до предельного состояния и наблюдается уменьшение производства сельскохозяйственной продукции. Государственное финансирование научных учреждений отрасли, профильных кафедр ВУЗов явно недостаточно, а в большинстве случаев практически отсутствует. В результате существенно снижается эффективность научно-исследовательских работ, теряются темпы модернизации и создания новых машин, стремительно ухудшается уровень подготовки квалифицированных специалистов. Все это вносит существенную нестабильность в работу предприятий отрасли, приводит к потере кадровых специалистов, способствует снижению качества и уровня производимой продукции.

Несмотря на указанные трудности, ведущие производители в странах СНГ ведут работы по модернизации и созданию новых моделей тракторов, с/х агрегатов и другой техники. До начала 90-х годов существовало распределение выпуска тракторов между предприятиями-производителями по тяговым классам. В настоящее время многие заводы в своих независимых государствах поставили задачу самостоятельного создания тракторов практически полной гаммы тяговых классов, что привело к естественной конкуренции на рынке. Для создания нового трактора требуются не только квалифицированные кадры, существенные материальные затраты, но и проведение большого объема научно-исследовательских, экспериментальных работ по доводке конструкции, испытаний в различных почвенно-климатических зонах и др. Показатели новых и модернизированных тракторов требуют как потенциальной так и экспериментальной оценки специалистами по отработанным методикам. Только на основании анализа полученных результатов можно отдать предпочтение тому или иному производителю тракторов, рационально организовать парк машин.

В то же время, при наличии материальных возможностей потребитель сельскохозяйственной техники может выбирать машины, предлагаемые на рынке, что обуславливает его интерес к достоверной информации об их технико-экономических показателях. Необходимость сравнения машин разных производителей возникает и при заполнении "ниш" типажа - тяговых классов тракторов. Эти "ниши" возникли в результате того, что полная гамма тяговых классов обеспечивалась до начала 90-х годов продукцией тракторных заводов, оказавшихся теперь в разных государствах и вынужденных расширять номенклатуру своих машин. При действующих экономических отношениях сложившаяся организация продаж тракторов привела к снижению ответственности юридических лиц за информацию о рекламируемой продукции. Зачастую дилеры сообщают недостоверные, завышенные и несогласованные технико-экономические показатели предлагаемых тракторов. Сравнение ведется с машинами других заводов, выпуск которых прекращен уже несколько лет назад. При этом вводятся в заблуждение фермеры, руководители агрофирм.

Стремительному продвижению иностранной с/х техники на Российские поля и фермы, как и следовало ожидать, мешают не только их "заоблочные" цены и низкая платёжеспособность Российского крестьянина, но и вполне объективные причины: - Большая часть пахатных земель России, находится в "зонах повышенного риска для земледелия", что обусловленно климатичекими и географическими особенностями, поэтому, для повышения эффективности, с/х техника используется в десятки раз интенсивней, и соответственно быстрее изнашивается и стареет. В таких условиях, преимущества "западной" с/х техники, созданной для работы в "нормальных условиях" как правило незначительны, а спец - техника обычно выпускается малыми сериями или "на заказ" и её приобретение соответственно обходится очень дорого.

Показательна история рассказанная коллегой, проходившем практику на немецкой фирме "CLAAS" производящей зерноуборочные комбайны: - После падения "Берлинской стены" Западногерманские фирмы бросились осваивать новый рынок с/х техники, сулящий немалые прибыли. Однако ожидаемой треумфальной победы над "совком" не получилось. Знаменитые своим качеством, зерноуборочные комбайны фирмы "CLAAS", привозили с полей на брезенте, буквально рассыпавшимися на части. Для "почитавших на лаврах" фирмачей это стало настоящим шоком - размеры полей в ГДР оказались в десятки раз больше чем в ФРГ, а время переездов с поля на поле значительно сократилось, в результате - использование комбайнов оказалось значительно более интенсивным и соответственно ускорился износ машин.

Импортную "западную" с/х технику отличает от Российской, как правило - более современный дизайн и окраска, более дорогие и не всегда более надёжные материалы и аггрегаты, большое количество сложной и капризной электроники и электро-гидравлики, ну и конечно массированные рекламные акции, поддерживаемые на государственном уровне! Что-же касается мифа, о яко-бы более высокой производительности и качестве иномарок, то это не что иное как "сказки Венского леса", ибо соотношение цена - качество - производительность однозначьно в нашу пользу - три комбайна "НИВА", купленные по цене одного "CLAAS" или "JOHN DEERЕ", произведут минимум в 2-раза больше. При грамотном использовании отечественной с/х техники она ни в чём не уступает иномаркам.

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.