Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"
Символ революции - cудьба высокая Авроры.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Январь 2011.

...Есть в нашей стране памятники, к которым никогда «не зарастет народная тропа». К ним относится и славный крейсер революции «Аврора» в Санкт-Петербурге – легендарный военный корабль, символ Великой Октябрьской социалистической революции. С 1948 года корабль находится у Петроградской набережной на "вечной стоянке" у причальной стенки Большой Невки. С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального Военно-морского музея. На корабле постоянно несли боевую службу моряки Военно-Морского флота.

В 2010 году легендарный корабль, возвестивший своим залпом наступление новой эры в истории человечества, отметил свое 110-летие. Однако, несмотря на то, что крейсер «Аврора» является участником трёх войн и в 1992 году над ним был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг России, "Символ революции" воспринимается правящими либерастами как потенциальная угроза режиму. Поэтому "в связи с сокращением численности войск", крейсер был выведен из состава российского флота и 01 декабря 2010 года команда корабля сошла на берег.



Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Крейсер 1-го ранга "Аврора" на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 года.

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер "Аврора", 1903 год.

Крейсер "Аврора" следует к месту съемки фильма "Залп Авроры", 1967 год

Бронепалубный крейсер "Аврора" в 1916 году.

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Бронепалубный крейсер I ранга "Аврора"

Крейсер "Аврора" в Ораниенбауме, 1942 год.

РОЖДЕНИЕ «АВРОРЫ».

В конце ХIХ века русский военный флот рос и пополнялся новыми кораблями. По классификации того времени существовал такой подкласс крейсеров - бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу боевых кораблей и принадлежал заложенный 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе) и спущенный на воду 24 мая 1900 года (по новому стилю) крейсер "Аврора", однотипный с заложенными ранее "Палладой" и "Дианой". Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Свое название — «Аврора» (утренняя заря) — крейсер унаследовал от сорокачетырех-пушечного русского фрегата, который в 1854 году отличился в боях при осаде Петропавловска-Камчатского. Строительство «Авроры» велось под руководством талантливого русского инженера К. М. Токаревского на Новоадмиралтейском и Франко-Русском заводах. Броню поставлял Ижорский, а артиллерию — Обуховские заводы. Крейсер имел водоизмещение 6731 т, наибольшую длину 126,8 м, ширину 16,8, осадку носом 6,4, кормой 7,3, длину по ватерлинии 123,7 м. Три машины обеспечивали ход до 20 узлов. Вооружение состояло из восьми 152-мм орудий, установленных на верхней палубе, двадцати четырех 75-мм, восьми 37-мм пушек и трех торпедных аппаратов. Впоследствии, в период первой мировой войны, число 152-мм пушек довели до четырнадцати, а артиллерию меньшего калибра, утратившую боевое значение, сняли. Экипаж насчитывал 570 человек.

Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особо резвой скоростью хода (всего 19 узлов - эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра - далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа ("Богатырь") бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. И отношение офицеров и команд к этим "богиням отечественного производства" было не слишком тёплым - крейсера типа "Диана" имели массу недостатков и постоянно возникающих технических неполадок.

Тем не менее, своему прямому назначению - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба - эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления "Авроры" в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт. В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца "Ослябя", крейсера "Дмитрий Донской" и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал - в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ.

5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами - опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир - им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе крейсерского отряда эскадры, "Аврора" вторично отправилась в путь - к Цусиме.

Через несколько месяцев, в пасмурный день 14 мая эскадра подходила к острову Цусима. Шли строем двух кильватерных колонн. После полудня по курсу эскадры из туманной мглы выступили силуэты кораблей главных сил японцев. Около двух часов дня прозвучал первый боевой выстрел «Суворова» по флагманскому броненосцу «Микаса». Начался Цусимский бой.

"Аврора" состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского - прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля. Осколком одного из снарядов, попавшим в просвет боевой рубки, был убит командир «Авроры», капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев. Командование взял на себя раненый старший офицер. Пристрелявшиеся японские артиллеристы посылали снаряд за снарядом, нанося кораблю одно повреждение за другим. Но никто из матросов не проявил ни растерянности, ни страха. Раненые комендоры отказывались идти на перевязочный пункт, оставались у своих орудий и продолжали стрелять.

"Аврора" получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях - до ста человек убитыми и ранеными. Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований - ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: "Жемчуг" был потоплен в 1914 году германским корсаром "Эмден" в Пенанге, а "Олега" в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе. На Балтику "Аврора" вернулась в феврале 1906 года, залечив раны, полученные в Цусимском сражении, вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома — завершилось пятнадцатимесячное плавание.

В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ НА БАЛТИКЕ.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности. Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки.

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.

Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер "Магдебург". Подоспевшие крейсера "Паллада" (старшая сестра "Авроры" погибла в Порт-Артуре, и эта новая "Паллада" была построена после русско-японской войны) и "Богатырь" попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.

Но русские корабли ждала новая опасность - с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии - никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран - ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Попадание торпеды вызвало на "Палладе" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем - на волнах осталось только несколько матросских бескозырок... "Аврора" развернулась и укрылась в шхерах - бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. "Аврора" вторично избежала гибели - судьба явно хранила крейсер.

НАСТУПИЛ ГРОЗНЫЙ 1917 ГОД.

В Кронштадте в первые же дни Февральской революции матросы на митинге выдвинули требования: немедленно передать всю землю крестьянам, а власть — Советам. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. На «Авроре» был выбран судовой комитет, ставший действительным хозяином корабля. Крейсер оказался в центре революционных событий, будучи единственным в те дни представителем Балтийского флота в Петрограде. Период от февраля к октябрю был насыщен многочисленными политическими событиями. В них активно участвовали матросы «Авроры». Многие матросы, находившиеся ранее под влиянием соглашательских партий, переходили ив сторону большевиков, становились под ленинское знамя. К июню партийная группа корабля насчитывала 42 человека. Временное правительство, боясь присутствие революционно настроенного крейсера в черте города, дважды пыталось удалить корабль под видом ходовых испытаний. Но судовой комитет, запрашивая Центробалт, отклонил эти приказы. Корабль продолжал стоить у стенки завода, заканчивая ремонт и оставаясь в гуще се бытии столицы. Это было время, когда большевистская партия готовила массы к решительной битве.

24 октября судовой комитет крейсера «Аврора» получил предписание военного отдела исполкома Петроградского Совета привести судно в боевую готовность, восстановить движение на Николаевском мосту (ныне мост Лейтенанта Шмидта) которым был разведен юнкерами по приказанию Временного правительства. Переправа через Неву войск, наступавших на Зимний дворец, имела огромное значение, и революционно настроенная часть экипажи «Авроры» это хорошо понимала. Комиссар крейсера Белышев, показав командиру корабля полученное им предписание, предложил перевести «Аврору» от стенки Франко-Русского завода к Николаевскому мосту. Командир растерялся. Не получив поддержки со стороны командира и остальных офицеров, комиссар приказал их арестовать. Крейсер отдал швартовы, медленно отделился от стенки завода и двинулся вверх по Неве. Вслед за «Авророй» на поддержку революционным силам в Неву и морской канал вошли еще 10 кораблей. Приказ Военно-революционного комитета был выполнен.

Ранним утром 25 октября (7 ноября) революционные войска заняли вокзалы, мосты, электростанции, главный телеграф. Несколько броневиков перешли на сторону восставших. Временное правительство доживало последние часы. В этот день в боевых действиях против войск Временного правительства активное участие принимали и моряки с «Авроры». Вместе с отрядами красногвардейцев они занимали здания главного телеграфа и телефона, государственный банк и другие наиболее важные правительственные учреждения. К вечеру Временное правительство, заседавшее в Зимнем дворце под защитой юнкеров, оказалось в кольце восставшего народа, солдат и матросов. Приближался последний штурм... В грозном молчании замер корабль. Все ожидали условного светового сигнала с Петропавловской крепости.В 9 часов 45 минут вечера красный огонь вспыхнул на крепостной мачте, и в ту же минуту по команде комиссара Белышева прозвучал холостой выстрел, неся войскам, осадившим дворец, весть о том. что «Аврора» всеми своими пушками готова поддерживать рабочих, солдат и матросов. Вскоре после полуночи революционные войска ворвались во дворец и арестовали Временное правительство. Вооруженное восстание в Петрограде победило. При штурме Зимнего бок о бок с рабочими и революционными солдатами сражались матросы крейсера.

Сразу же после победы социалистической революции авроровцы поддерживали в городе порядок, а спустя два-три дня приняли участие в подавлении мятежа юнкерских училищ. Когда началась гражданская война и иностранная военная интервенция, члены экипажа «Авроры» вместе с моряками других кораблей Балтийского флота направлялись на различные фронты защищать молодую Советскую Республику. Многие из ниx пали смертью храбрых в боях с белогвардейцами... В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, - "действующего отряда" - состоявшего всего из нескольких боевых единиц. "Аврору" вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания. Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ. Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

ГЛАВНЫЙ КАЛИБР НА ЗАЩИТЕ ЛЕНИНГРАДА.

В годы Великой Отечественной войны крейсер не мог принять непосредственнее участие в боях с фашистским флотом из-за сильного износа механизмов. Но все же он внес свой вклад в дело победы над фашистской Германией. Артиллерийские установки главного калибра защищали Ленинград в районе Дудергофского озера на Вороньей Горе. Пушки «Авроры» вели огонь по немецко-фашистским захватчикам, рвавшимся к колыбели революции. Одно из орудий стояло на броненосце «Балтиец», который вел активную контрбатарейную борьбу с тяжелой артиллерией врага, обстреливавшей Ленинград. Орудия малого калибра были переданы Чудской военной флотилии и защищали берега Советской Эстонии. Большинство матросов крейсера участвовало в боевых действиях Ладожской флотилии. Моряки легендарной «Авроры» сражались в первых рядах бойцов за свободу и независимость нашей Родины.

Во время блокады корабль стоял у г.Ораниенбаума и принял множество обстрелов и бомбовых ударов врага. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт. Но корабль снова - уже в третий раз за свою более чем сорокалетнюю историю - выжил. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

Последним с “Корейца” сошел его командир Г.П. Беляев. Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей... На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием. Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г.”.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея. Учебным кораблем для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища "Аврора" перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохраняет и поныне. Дальние плавания и морские сражения остались в прошлом - пришла пора заслуженной и почётной пенсии. Кораблю редко выпадает такая судьба - ведь корабли обычно или гибнут в море, или заканчивают свой путь у стенки завода, где их режут на металлолом...

ПАМЯТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

В советские годы, основное внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде у Смольного горели костры, возле которых, опершись на винтовки, стояли люди в солдатских шинелях и в бушлатах революционных матросов семнадцатого года с непременным атрибутом - с перекрещенными на груди и на спине пулемётными лентами. Понятно, что заслуженный корабль просто не могли обойти вниманием. К юбилею был сделан фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл главную роль - самого себя. Для вящей достоверности изображаемых событий все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод захвата авроровцами вышеупомянутого моста. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Впрочем, самой "Авроре" не впервой было выступать в роли кинозвезды. Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла роль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны. Последний ремонт "Аврора" прошла в середине 80-х годов прошлого века, и с этим связаны слухи о "ненастоящей "Авроре". Дело в том, что у крейсера полностью заменили днище, а старое отволокли в Финский залив и там бросили. Вот эти ампутированные останки и породили слухи.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числится в составе военно-морского флота России, и в настоящее время на корабле служат офицеры и матросы (пусть даже их вдесятеро меньше, чем было когда-то). Конечно, отойти от места вечной стоянки "Аврора" сама уже не сможет, но все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия. Сегодня основное занятие крейсера "Аврора", возраст которого уже перевалил за сто лет, - это служить музеем. И музей этот очень посещаемый - на борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. И честное слово, музей этот стоит посетить - и не только тем, кто ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам.

Прекрасно, что "Аврора" дожила до наших дней. Во всём мире подобные корабли-памятники можно пересчитать по пальцам: "Виктория" и "Катти Сарк" в Англии, "Куин Мери" в США, "Микаса" в Японии. Остаётся только пожелать ветерану доброго здоровья на следующие сто лет; ведь холостой выстрел в октябре 1917 года - это всего лишь одна из многих страниц долгой биографии славного крейсера. А из неё, как из песни, слова не выкинешь...


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы порталов:
  1. Сайт "Военно-морская история"
  2. Архив журнала "Моделист-Конструктор"
  3. История в историях

Другие статьи "Русского Инженерного портала" по теме:

  • Малые морские охотники типа МО-2, МО-4.
  • Малый охотник ОД-200
  • Бронированный малый охотник БМО.
  • Большой охотник БО-2 “Кировец”.
  • Эстафета боевой доблести Канонерских лодок “Кореец”
  • Славная «Слава». Эскадренный броненосец «Слава».
  • Hosted by uCoz

    Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - 2005 - Январь 2011.