Заключение ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» на изобретение В. Коломейцева.
"Проект глубоководной подводной лодки"


Председателю Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

С. М. Миронову
Факс (495) 203-81-17

По вопросу заключения на изобретение В. Коломейцева.

Уважаемый Сергей Михайлович!

Нами рассмотрено обращение В. Коломейцева и его «статья для прессы» с описанием изобретения.

(«Статья для прессы» - это статья «Глубоководное исследование мирового океана». Авт.)

Автор предлагает рассмотреть возможность использования его изобретения при проектировании корпусов подводных лодок (ПЛ) и глубоководных аппаратов (ГА). При этом автор считает, что на основе изобретения «могут строиться подводные буровые платформы, транспортные трубы между островами и материками».

В своем заключении мы ограничимся рассмотрением возможности использования изобретения на ПЛ и ГА, проектирование которых является основным направлением работы нашего бюро.

Прежде чем перейти к непосредственному изложению заключения позвольте несколько слов о принципиальных решениях, лежащих в основе изобретения. По-нашему мнению, они не новы и широко использовались в строительстве, что, кстати, подтверждает автор в своей статье. Давно известны и служат долгие годы перекрытия, выдерживающие значительные нагрузки. Это сводчатые потолки, проёмы окон, купола культовых сооружений. В современном строительстве эти решения также используются. Например, создание туннелей для движения поездов метро.

Конструкционный материал для корпусов ПЛ и ГА должен обладать рядом качеств, обеспечивающих прочность и надежность корпуса, создание наилучших условий работе устройств, механизмов и оборудования при минимальной массе корпусов. При этом материал должен быть технологичным при строительстве, не требовать больших затрат при обслуживании в период эксплуатации ПЛ и ГА, ремонтнопригодным.

Конструкционный материал, прилагаемый автором для корпусов ПЛ и ГА, представляет собою набор модулей клиновидной формы из углепластика с тонколистовыми металлическими прокладками между ними, которые предназначаются для создания равномерного давления на стенки модулей. Внешний контур корпуса из набора модулей представляет собою оболочку из титанового сплава или стали толщиной 20мм, через которую передается на модули гидростатическое давление. Та же оболочка, очевидно, должна обеспечивать герметичность корпуса.

Ниже приведены основные результаты рассмотрения предложения В. Коломейцева.

1. Прочный корпус выполняет важную объединяющую роль для всех других корпусных конструкций и для ПЛ и ГА в целом. На прочный корпус раскрепляются носовая и кормовая оконечности, балластные цистерны, надстройка и ограждение рубки, устанавливаются все фундаменты под механизмы и оборудование, включая фундаменты под главную энергетическую установку, устанавливаются цистерны и настилы.

Практически ни одна из перечисленных конструкций не может быть установлена по следующим причинам:

- любая опирающаяся на корпус связь, имея определенную жесткость, неизбежно будет искажать идеальные безмоментные условия работы арочной конструкции, что приведет к резкому снижению несущей способности корпуса;

- внешняя оболочка, конструктивно несвязанная с модулями из углепластика, не обеспечит раскрепление на ней наружных корпусных конструкций (носовая и кормовая оконечности и т.д.).

2. На ПЛ и ГА вне прочного корпуса установлено большое число устройств, оборудования, антенн связи и гидроакустики, требующих управления личным составом. Это требует оформления прохода через прочный корпус систем и кабеля. Так, например, на больших ПЛ число таких проходов превышает 1000. На ГА «Мир», рассчитанном на погружение на глубину 6000м, имеется 3 иллюминатора для визуального наблюдения, входной люк для экипажа и погрузки оборудования и ряд других вводов. Корпус ГА выполнен из двух частей, соединяемых фланцевым соединением, для возможности механической станочной обработки поверхностей.

Оформление прохода систем и кабеля без радикального изменения предлагаемой конструкции корпуса невозможно. Изменения могут привести, в зависимости от числа проходов, либо к отказу от использования предлагаемой автором конструкции корпуса, либо к введению в корпус других по конструкции участков, стыковка которых для ПЛ и ГА с их высокой насыщенностью механизмами, оборудованием и т.д. превращается в нерешаемую проблему.

3. Корпус ПЛ в отличие от корпуса шаровидной формы ГА, имеет цилиндрическую форму с коническими участками и концевыми переборками. Это необходимо для размещения оружия, мощной энергетической установки и т.д.

Особенностью корпуса ПЛ является необходимость обеспечения продольной устойчивости. На ПЛ с использованием традиционных материалов продольная устойчивость обеспечивается установкой шпангоутов и межотсечных переборок. При предлагаемом конструкционном материале это невозможно. Попытка решать этот вопрос путем увеличения размеров элементов корпуса приведет к недопустимому росту габаритов и массы корпуса.

4. Прочный корпус ПЛ рассчитывается на действие вибрационных нагрузок и на взрывостойкость. В ряде случаев при эксплуатации на корпус действуют большие по величине сосредоточенные усилия, в том числе при постановке ПЛ в док, возможно в ряде помещений значительное повышение внутреннего давления. Приемлемых конструктивных решений при использовании предлагаемого для корпуса материала нет.

5. Непременным условием проектирования корпусов ПЛ и ГА является их минимальная масса. Выполнение этого условия позволяет обеспечить установку большего числа устройств, механизмов, вооружения и оборудования, позволяющих создать более совершенные объекты.

Рассчитанное автором в качестве примера значение удельной массы равное 0,65 тс/м крайне велико и неприемлемо. Значение этого показателя для прочного корпуса современных ПЛ составляет 0,2-0,25 тс/м в зависимости от архитектуры ПЛ, глубины погружения и прочности конструкционного материала.

В результате рассмотрения изобретения В. Коломейцева следует отметить, что автор при написании «статьи для прессы» располагал достаточно большой информацией, связанной с освоением глубин мирового океана. Предлагая своё изобретение для ПЛ и ГА, он, к сожалению, не учел их конструктивных особенностей. По тексту статьи есть ещё ряд технических вопросов, но они перекрываются содержанием вышеизложенных замечаний.

На основании изложенного считаем использование предложения В. Коломейцева при проектировании корпусов ПЛ и ГА невозможным.

С уважением,

Генеральный директор

ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» В.А. Здорнов.

Примечание:

Редакция, оформление, информационная поддержка и продвижение:
Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering".
Последнее обновление - Ноябрь 2007.

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Июнь 2007.