Российская стратегическая авиация приступила к первому боевому дежурству после пятнадцатилетнего перерыва. О возобновлении на постоянной основе ее полетов, прерванных после распада СССР, заявил по итогам учений ШОС "Мирная миссия-2007" президент РФ Владимир Путин. В Белом доме возвращение России к практике времен противостояния двух сверхдержав назвали "внутренним решением русских". Западные эксперты сочли его новым жестом Москвы, призванным продемонстрировать ее растущую военную мощь и готовность к адекватным ответам Западу в духе холодной войны. Боевое дежурство, которое будет осуществляться на регулярной основе и носить стратегический характер, во взаимодействии с военно-морским флотом РФ будут осуществлять 20 стратегических ракетоносцев. Всего на вооружении дальней авиации сегодня имеется 64 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 15 - Ту-160.
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95 стратегический бомбардировщик ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-142 Дальний противолодочный самолет ОКБ им. Туполева. |
Ту-142 Дальний противолодочный самолет ОКБ им. Туполева. |
Ту-142 Дальний противолодочный самолет ОКБ им. Туполева. |
Ту-142 Дальний противолодочный самолет ОКБ им. Туполева. |
Ту-142 Дальний противолодочный самолет ОКБ им. Туполева. |
Ту-142 Дальний противолодочный самолет ОКБ им. Туполева. |
Ту-95ЛАЛ - самолет с ядерным реактором ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95ЛАЛ - самолет с ядерным реактором ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95ЛАЛ - самолет с ядерным реактором ОКБ А.Н.Туполева. |
Ту-95ЛАЛ - самолет с ядерным реактором ОКБ А.Н.Туполева. |
11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие. ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ, пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта эскизных проектов самолёта "95": с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.) (оба конструкции Н.Д.Кузнецова), а 31 октября госкомиссией был утверждён полноразмерный макет. Ведущим конструктором машины был назначен Н.И.Базенков. Первый опытный "95-1" с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156 в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй прототип "92-2" (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года "95-2" совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков).
В 1955 году начинается серийное производство Ту-95 (ранее предполагалось назвать самолёт Ту-20, но все чертежи уже были выпущены с индексом "95", поэтому его решили сохранить) на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Заводские испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолёт был предъявлен на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации. В 1957 году на самолёте были установлены более мощные двигатели НК-12М и под обозначением Ту-95М самолёт принимается на вооружение Советской Армии. Первой Ту-95 получила только что сформированная 106 тбад под командованием дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-95 |
Ту-95М |
Ту-95К |
Ту-95МС |
Двигатели |
ТВ-12 |
НК-12М |
НК-12МВ |
НК-12МП |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х12500 |
4х15000 |
4х15000 |
4х15000 |
Габариты, м:
размах крыла длина высота |
50,04 46,17 12,98 |
50,04 46,17 12,98 |
50,04 48,7 13,3 |
50,04 49,13 13,2 |
Площадь крыла, м2 |
283,7 |
283,7 |
289,9 |
295 |
Масса, т:
пустого взлётная нормальная взлётная
максимальная посадочная |
77,48 156 172 108,9 |
79,6 171 182 135 |
88 171 185 135 |
94,4 171 185 135 |
Запас топлива, т |
74 |
85,5-100 |
80 |
75 |
Масса боевой нагрузки, т |
12 |
12 |
12 |
12 |
Скорость, км/ч:
максимальная крейсерская взлётная
посадочная |
882 720-750 300
270 |
905 720-750 300
270 |
880 700-770 300
270 |
830 710 300 270 |
Практическая дальность полёта, км |
13460 |
13200 |
12500 |
11000 |
Практический потолок, м |
11800 |
11500 |
11600 |
9100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2350 1540 |
2100 1540 |
2100 1540 |
2100 1540 |
Экипаж, чел. |
10 |
8-9 |
9 |
7 |
Пушечное вооружение |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
2хГШ-23 |
Ту-95 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд) большого удлинения (8,8). 4 ТВД ТВ-12 (НК-12) расположены на крыле в далеко выступающих вперёд мотогондолах. Двигатели снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного вращения АВ-60 (диаметр - 5,6 м), разработанными в ОКБ К.И.Жданова. Планер изготовлен из специально разработанного алюминиевого сплава В-95. Длинный и относительно тонкий фюзеляж (диаметр - 2,9 м) придаёт машине стремительный облик. Герметичный и термостабилизированный бомбовый отсек расположен в центре масс самолёта (при сбросе бомб центровка не изменяется). Крыло снабжено трёхсекционными элеронами и двухсекционными закрылками. Крыло и оперение оборудовано антиоблединительной системой. Шасси трёхопорное с передней стойкой. Основные стойки убираются в обтекатели, являющиеся продолжением мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа имеется предохранительная пята. С 1961 года на самолёт устанавливается система дозаправки топливом в полёте методом "шланг-конус".
Экипаж размещается в двух герметичных кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) соединены тоннелем с тележкой, на которой могут перемещаться члены экипажа (при этом требуется разгерметизация). На борту самолёта имеется камбуз с плитой и химический туалет. Для покидания самолёта в воздухе используется транспортёр с подвижной лентой, выбрасывающий членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Оборонительное вооружение состоит из трёх спаренных установок с 23-мм пушками АМ-23.
До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были носителями ракетного оружия. Серийное производство Ту-95МС продолжалось до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95 применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта). В 1989 году на серийных Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом. В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты горизонтального полёта.
В общей сложности изготовлен 261 самолёт. За границу Ту-95 не поставлялся. В настоящее время в России в строю находится несколько десятков Ту-95К-22 и Ту-95МС. 18 самолётов досталось Украине (находились на консервации в Узине). В 1999 году 3 Ту-95МС в счёт долга за энергоносители были переданы России, остальные утилизируются.
Модификации самолёта:
- "99" - самолёт с двигателями ВД-7 или АЛ-7 (проект).
- Ту-95 (изделие "В", заказ 180) - стратегический бомбардировщик.
Выпускался в 1955-1958 годах на заводе №18 в Куйбышеве. Изготовлен 31
самолёт. В 80-х годах большинство переоборудованы в учебные.
- Ту-95 (заказ 244) - бомбардировщик с дополнительными топливными
баками. В 1958 году переоборудован 1 самолёт. Предполагалось оснастить
его двигателями НК-20, но из-за недоведённости новых двигателей летал с
двигателями НК-12М. В одном из испытательных полётов продержался в
воздухе 23 ч. 40 мин.
- Ту-95А - носитель ядерного оружия. Отличался термостабилизированным
бомбоотсеком, противолучевым термозащитным покрытием белого цвета нижней
части фюзеляжа, светозащитными шторками в кабинах экипажа и асбестовой
обмазкой проводов.
- Ту-95В (Ту-95-202, заказ 242) - носитель термоядерной бомбы большой
мощности. Изготовлен в 1956 году в единственном экземпляре. 30 октября
1961 года с него сброшена 100-мегатонная бомба на полигоне на Новой
Земле.
- Ту-95ДТ - десантно-транспортный (проект). Разрабатывался в 1955
году.
- Ту-95К (изделие "ВК", заказ 206) - носитель авиационно-ракетного
комплекса К-20. Первый полёт 1 января 1956 года. Выпускался в 1958-1962
годах. Изготовлено 48 самолётов.
- Ту-95К-10 - носитель ракет К-10 (проект). Разрабатывался в 1958
году.
- Ту-95К-22 (изделие "ВК-22") - носитель авиационно-ракетного
комплекса.
Проектирование началось в 1963 году. В феврале 1973 года на Куйбышевском
авиазаводе началось переоборудование первого Ту-95КМ. Первый полёт
состоялся 30 октября 1975 года. На Куйбышевском авиазаводе
переоборудовано 65 самолётов. Принят на вооружение в 1987 году.
- Ту-95КД (изделие "ВКД") - стратегический ракетоносец. Оснащён
системой дозаправки в воздухе. Серийное производство началось в 1962
году. Изготовлено 23 самолёта. Кроме того, переоборудовались ранее
выпущенные Ту-95К.
- Ту-95КМ (изделие "ВКМ") - модернизированный ракетоносец. Отличался
составом оборудования. В конце 60-х годов все Ту-95КД были
модернизированы по типу Ту-95КМ.
- Ту-95КУ (изделие "ВКУ") - учебный на базе Ту-95К и Ту-95КД.
- Ту-95ЛАЛ (заказ 247) - самолёт с ядерной энергоустановкой.
Разработка началась в 1955 году. В 1958-1961 годах изготовлен опытный
образец (переоборудован из Ту-95М). В мае-августе 1961 года на полигоне
в Семиполатинске выполнено 34 полёта.
- Ту-95ЛЛ - летающая лаборатория. В 1958 году переоборудован второй
лётный экземпляр ("95-2"). Проводились испытания двигателей НК-6, НК-144А,
НК-144-22. Эксплуатировался до начала 70-х годов.
- Ту-95М (изделие "ВМ") - модернизированный бомбардировщик. Отличался
двигателями
мощностью 15000 л.с. и увеличенным запасом топлива. Выпускался на
авиазаводе №18 в 1957-1959 годах. Изготовлено 19 самолётов. В 80-х годах
переоборудованы в учебные.
- Ту-95М-5 "Волга" (Изделие "ВМ-5") - носитель ракет КСР-5. В 1976
году на Куйбышевском авиазаводе переоборудован 1 Ту-95М.
- Ту-95М-55 - опытный для разработки системы вооружения Ту-95МС.
Первый полёт состоялся в 1977 году.
- Ту-95МА - носитель ядерного оружия на базе Ту-95М.
- Ту-95МР (Ту-95МР-2, изделие "ВР") - разведчик на базе Ту-95М. На
самолёте устанавливалась станция радиотехнической разведки и
фотооборудование. Разработан в 1962 году. В 60-х годах переоборудовано 4
самолёта. Эксплуатировались до серидины 80-х годов, после чего были
переоборудованы в Ту-95У.
- Ту-95МС ("342", Ту-142МС, изделие "ВП-021") - носитель крылатых
ракет. Разработан на
базе Ту-142М. Отличался двигателями НК-12МП. Оборонительное вооружение
состоит из кормовой спаренной установки с 2 пушками. Первый Ту-95МС был
переделан из Ту-142МК на Таганрогском авиазаводе в 1979 году. Первый
полёт состоялся в сентябре 1979 года. Серийное производство началось в
1981 году на Таганрогском авиазаводе, в 1983 году передано на
Куйбышевский авиазавод. Строился в двух вариантах: Ту-95МС-6 с 6
ракетами в грузоотсеке и Ту-95МС-16 с 6 ракетами в грузоотсеке и 10 под
крылом (по договору СНВ-2 все самолёты находятся в строю в варианте
Ту-95МС-6). В ходе производства неоднократно модернизировался. В
1979-1994 годах изготовлено 88 самолётов. Принят на вооружение в 1983
году.
- Ту-95МСМ - модернизированный, носитель ракет Х-101.
- Ту-95Н (Ту-95РС, заказ 236) - самолёт-носитель сверхзвукового
бомбардировщика РС. Изготовлен на заводе №18 в 1958 году в одном
экземпляре (ныне находится в музее ВВС в Монино).
- Ту-95ПА - самолёт для испытания опытной крылатой ракеты.
Переоборудован в конце 80-х годов.
- Ту-95ПЛО - самолёт противолодочной обороны (проект). Разрабатывался
в конце 50-х годов.
- Ту-95РЦ (изделие "ВРЦ") - разведчик-целеуказатель. Оборудован комплексом наведения
крылатых ракет "Успех-1А". Разработан в 1960-1962 годах, принят на
вооружение в 1966 году. В 1963-1969 изготовлено 53 самолёта.
- Ту-95С - носитель стратегической крылатой ракеты С-30 (проект).
Разрабатывался в 1958-1960 годах.
- Ту-95У - учебный. В начале 80-х годов ранние модификации Ту-95 были
переделаны в учебные. Бомбардировочное вооружение и часть оборудования
демонтировались, бомболюк зашивался силовыми панелями. Внешне отличались
красной полосой на фюзеляже перед стабилизатором. Ту-95У
эксплуатировались до начала 90-х годов.
- Ту-96 ("96", заказ 241) - высотный (рабочий потолок 16000-17000 м).
Отличался крылом увеличенной площади и двигателями ТВ-16 (НК-16). В 1956
году построено 2 самолёта, которые использовались как летающие
лаборатории.
- Ту-96 - носитель сверхзвукового бомбардировщика "100" (проект).
- Ту-96 - самолёт ДРЛО (проект).
- Ту-114 ("114", Ту-95П) - межконтинентальный пассажирский самолёт. Отличался
фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном на 170-200 пассажиров. Первый
полёт 15 ноября 1957 года. В 1957-1965 годах изготовлено 32 самолёта.
Эксплуатировался Аэрофлотом до конца 70-х годов.
- Ту-115 ("115", Ту-114ВТА) - военно-транспортный (проект). Отличался
фюзеляжем увеличенного диаметра.
- Ту-116 ("116", Ту-114Д) - дипломатический, пассажирский самолёт для специальных
перевозок (перевозок государственных деятелей на большие расстояния).
Мог брать на борт 24 пассажира с багажом. В 1957 году переоборудовано 2
самолёта Ту-95, которые эксплуатировались до конца 80-х годов (один из
них находится в музее гражданской авиации в Ульяновске).
- Ту-116 - самолёт ДРЛО (проект). Отличался установкой РЛС кругового
обзора "Озеро".
- Ту-118 ("118") - среднемагистральный пассажирский самолёт (проект).
- Ту-119 ("119") - самолёт с ядерной энергоустановкой (проект).
Отличался двигателями НК-14А.
- Ту-126 - самолёт ДРЛО на базе Ту-114. Изготовлено 9 самолётов.
- Ту-142 - противолодочный самолёт. Разработан на базе Ту-95РЦ. Выпускается на
Таганрогском авиазаводе.
Литература
- Ангельский Р. Средство доставки // Техника и вооружение. - 1997. -
№9.
- Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского "медведя" // Крылья
Родины. - 1994. - №№ 6-8.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ,
"Астрель", 2001. - С. 190-194.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 298-301.
- Гончаров В.В. Первые (основные) этапы решения атомной проблемы в
СССР. - М.: ИАЭ им. Курчатова, 1990.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.:
"Московский рабочий", 1999. - С. 132-134.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. -
М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 144-160.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория",
АСТ, 1996. - С. 84-101.
- Ильин В.Е., Скрынников С. Дальняя Авиация // Вестник Воздушного
Флота. - 1997. - №2.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев:
"Архив-Пресс", 1997. - С. 39-40.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. -
1999. - №1. - С. 43-48.
- Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. - №№ 11/2000, 12/2000,
1/2001.
- Ригмант В.Г. Туполевские "Ястребы" // Вестник Воздушного Флота. -
1997. - №1.
- Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель - Америка // Авиация и Время. - 1996.
- №5. - С. 2-20, 32.
- Стратегический ракетоносец Ту-95МС // Авиация и космонавтика. -
2003. - №8. - С. 3-4.
- Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион.
- 1998. - Вып. 5. - С. 41-50, 63-64.
- Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и
его модификациях // Крылья Родины. - 1999. - №11. - С. 1-6.
Использованы материалы порталов:
http://aviaros.narod.ru
http://www.tupolev.ru
http://www.brazd.ru
|