Русские инноваторы делают шокирующее заявление
Русский Профсоюз Инноваторов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В принципе, и эти цифры могли бы радовать, - в конце концов, Россия патентует больше, чем Лаос, и намного больше, чем Мозамбик. Если бы не одно обстоятельство. Обратимся к официальным данным Роспетента. Таблица Динамика выдачи патентов США на российские разработки (выборка)
Совершенно бессмысленный на первый взгляд термин "российские патенты без приоритета в России", на самом деле скрывает то, известное практически всем специалистам обстоятельство, что подавляющая часть российских разработок патентуется за рубежом "в черную", - не только без использования услуг Роспатента, но и даже без его информирования. Это, конечно, является грубейшим нарушением законодательства, но когда речь идет о быстром и эффективном выводе разработок на мировой рынок, - не до соблюдения формальностей, тем более, - когда возникают системные угрозы. Кризисный 1998 год в этом плане весьма показателен. К чести Роспатента, он понимает ситуацию, при которой он вынужден получать данные о патентовании российскими заявителями своих разработок из ИНТЕРНЕТа, и даже пытается на эту грустную тему иронизировать : "С 1992 года действует устойчивая тенденция роста количества патентов США и ЕПВ (Европейское Патентное Ведомство) на изобретения, в создании которых участвовали российские специалисты. Рост количества патентов обеспечивается прежде всего все возрастающей активностью физических лиц, которые либо выступают на патентном рынке самостоятельно как заявители/патентообладатели, либо как авторы изобретений, принадлежащих иностранным компаниям." Думается, что признание этого очевидного факта далось ему нелегко. Почему же российские инноваторы оставляют без внимания основополагающие правительственные документы, и игнорируют заботу и всемерную поддержку, оказываемые государством, раз за разом срывая выполнение этой важнейшей народозяйственной задачи. И почему организация, имеющая штат в 2.476 сотрудников, занимающая целый квартал офисных зданий, растянувшийся на полную троллейбусную остановку, и получающая более чем хорошее финансирование: 2001 - 545.553 тыс.руб., 2002 - 861.135 тыс.руб., 2003 - 938.773 тыс.руб., 2004 - 959.977 тыс.руб., за целый год работы вынуждена регистрировать только 84 разработки, впоследствии патентующиеся в США и 33 топологии, с чем вполне бы мог справится и один работник, причем даже при работе по пол-дня, на пол-ставки, да и вообще (при такой-то нагрузке), - при работе на дому. Попытаемся разгадать эту загадку. 5. Так, а собственно, - разгадывать то - нечего. Многочисленные, нагло-вороватые чиновники так долго, так настойчиво, и так убедительно призывали инноваторов "перейти к рынку" и "начать считать деньги", что те, наконец-то последовали этому, безусловно мудрому и полезному совету. А расчеты эти оказались очень короткими и очень простыми. При патентовании разработок через Россию, абсолютно впустую теряется очень много денег и очень много времени. По деньгам, - для только одного патента, на одном только НДС-е, в одних только США теряется от 2.000-2.500$, до 3.000-4.000$ (доблестная российская налоговая инспекция умудряется взимать 18% НДС даже с ведомственных пошлин !!!, не говоря уже об оплате услуг иностранных патентных поверенных). Потери в Европе, - примерно сопоставимы, причем, что важно - для каждой (!) Европейской страны. При патентовании И в США и в Европе, - эти потери естественно суммируются. Более того, эти совершенно ничем не оправданные потери денег, сочетаются с не менее неоправданными потерями времени. Процедура получения патента в РФ совершенно запросто может занять 3 года (а для примера, - на Украине - патент можно получить за 4 месяца, - отсутствие нефти и газа заставляют относится к инноваторам с уважением). И все это время - патента - не будет, а срок - будет капать. А ведь это время - драгоценно, причем - в самом прямом смысле этого слова, - процедура международного патентования очень жестко расписана по временным этапам, и нарушение этих сроков чревато очень серьезными неприятностями, из которых штрафы в 1.000 долларов или евро - еще отнюдь не самое плохое. Причем при перепатентовании российских заявок в зарубежных странах (а иначе - зачем все затевать), например, в тех же США, российский заявитель, с весьма неприятным удивлением может обнаружить, что для лиц, подающих заявки напрямую, предусмотрены весьма серьезные льготы и скидки (США тратят крупные суммы на осмысленную политику по привлечению со всего мира перспективных разработок), которых он, обратившись в "родное" патентное ведомство - естественно оказался полностью лишен, и ему теперь предстоит оплата всех, весьма серьезных расходов, по "полной программе" (а теперь - вопрос на засыпку - "Наступит ли он еще хоть раз на эти грабли ?"). Кроме того, сотрудники Роспатента, при работе (над будущей международной заявкой), могут допустить совершенно незаметные для себя и внешне вполне безобидные действия (прямо предусмотренные должностными инструкциями), которые впоследствии могут не только "стоить" заявителю дополнительных, и ничем не оправданных 2.000-4.000$/евро, но и могут сделать дальнейшее международное патентование вообще невозможным ! Если же принять во внимание (практически уже свершившуюся) отмену отсрочек для аспирантов, то ситуация из трагической - становится уже просто комической, ибо при этом аспиранты не только однозначно "вылетают" из жесткого "тайминга" международного патентования, но и очень серьезно осложняют это самое патентование для своих оставшихся "на воле" коллег, опрометчиво принявших данных аспирантов в свой дружный коллектив. Впрочем, справедливости ради, надо признать, что данная ситуация является в большой степени гипотетической, ибо главным законом современной российской науки является железное правило : "Придумал стоящую вещь - уезжай НЕМЕДЛЕННО !". Благо, руководство российской академии наук, из такого способа международного научно-технического "обмена" - не делает ни секрета, ни уж тем более трагедии. Да и правильно, - все равно здесь, в России, никакую новую разработку - внедрить попросту невозможно, точно так же, как и найти здесь кредитные ресурсы для ее внедрения за рубежом (о внедрении в РФ, - даже и речи не идет). Более того, при "легальном" трансферте новых технологий, помимо огромных, и совершенно бессмысленных потерь на платежах и сборах, российских инноваторов подстерегает еще и опасность другого, чисто "местного" рода. Бдительные и зоркие органы, стоящие на страже безопасности государства (вот только какого ?), могут не только полностью парализовать любую непонравившуюся им работу, но и могут доставить ее российским участникам очень серьезные неприятности. Примеры результатов реальной и успешной (!) инновационной деятельности на мировом рынке, директора теплофизического центра Красноярского госуниверситета Валентина Данилова, директора Института сверхпластичности металлов Оскара Кайбышева, и гендиректора "ЦНИИМАШ-Экспорта", - академика Игоря Решетина - у всех перед глазами. (А ведь и в том и в другом и в третьем случае, - были преступно и фактически безвозвратно разрушены и уничтожены крупные научные коллективы, имеющие приоритетный мировой уровень исследований. И это - только самые громкие "дела", а счет более мелким - идет вообще на сотни.) Кстати говоря, - забавное совпадение, - тотальному "нападению" (спецслужб, прокуратуры, налоговых, экологов, и т.д. и т.п.), - практически одновременно подверглись все (еще хоть как-то работающие) предприятия ракетно-космической и авиационной отраслей, абсолютно по всему спектру, - начиная с конструкторских бюро, и заканчивая заводами, и на сегодняшний момент - среди них нет ни одного (!) нормально работающего, так что ни о каком освоении ими новых разработок - и речи идти не может. Да и с ВУЗами - потенциальными поставщиками новых разработчиков, - тоже творится что-то неладное, - основная кузница "авиационно-ракетных" кадров, - МАИ - в буквальном смысле - лежит в руинах, хотя "Пищевой", стоящий через дорогу - чувствует себя прекрасно. То же самое, к слову - и с "ядерной" сферой, - министерство обороны России, "забыло" включить в первоначальный перечень ВУЗов имеющих военную кафедру, - основного в стране "поставщика" "ядерных" кадров - МИФИ. Одно из двух - либо министерство находилось в состоянии сильного алкогольного/наркотического опьянения, либо оно - действительно министерство обороны, но отнюдь не России. Так что российским инноваторам, прежде чем жизнерадостно бежать в российское же патентное ведомство и сдавать туда свои разработки - есть более чем серьезный повод задуматься. (и судя по вышеприведенным цифрам бесстрастной патентной статистики, - они это уже сделали) В СССР существовала мощная система поддержки инновационной деятельности вообще, и патентования результатов научно-технической деятельности в частности. Треть всех изобретений мира регистрировалось в СССР. В любом НИИ и КБ, в любом ВУЗе, на любом производстве, сразу же после создания "первого" отдела, - создавался отдел патентный, через который проходили все без исключения новые разработки. Любая техническая диссертация в обязательном порядке должна была содержать раздел патентных исследований по тематике работы. Выходили сотни отчетов, обзоров, и исследований зарубежных разработок, которые обязан был штудировать любой, кто был хоть как-то причастен к научно-технической деятельности. Все это гарантировало мировую новизну и актуальность работ. Параллельно, - существовала мощная система поддержки инноваций во всех сферах и на всех уровнях государства, - начиная с бесплатной помощи в оформлении всех необходимых документов по заявке, через систему ВОИРа, и заканчивая развитой системой ведомственных премий и даже льгот по квартплате для изобретателей и рационализаторов. Все это, в совокупности, - позволяло государству удерживать мировой паритет в научно-технической сфере, и как следствие - сохранять фактическую независимость на мировой арене. Ничего этого - больше нет, - все разрушено до основания. Как прямо указывается в докладе Всемирного Банка "... инновационная система России лежит в руинах ...". 5.000 "научных" организаций, совокупным штатом в 900.000 человек, "выдает" на мировой инновационный рынок не более 40 патентов в год (об их "качестве" - скромно умолчим). Количество внутренних патентных заявок от авторов РФ - ежегодно сокращается минимум на 8%-10%, а вот от зарубежных - растет на 26%. Из тех 23-х с лишним тысяч российских заявителей, что ежегодно приходит за патентом - половина, - не способна его даже получить, хотя в большинстве случаев, для этого вполне достаточно простого перевода заявки в формат полезной модели. Из второй половины, получившей свои патенты, 70%, то есть - подавляющая часть - бросают это дело, на второй же год после получения, не желая тратиться даже на 15$ за продление этих "патентов". Те же, кто реально продвигает свои разработки на мировом патентном рынке, - в столь же подавляющем большинстве случаев - в российские патентные органы - вообще не обращаются. А если взять административную карту РФ, и отметить на ней те из 80 с лишним субъектов, где патентных поверенных один-два, а то - и вовсе - ни одного, то вообще возникает вполне резонный вопрос, - что же происходит, на этой "территории". Последствия всего этого, - абсолютно закономерны. Согласно данным Минпромнауки РФ "доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции занимает только 0,3% – в 130 раз меньше, чем у США." И перспективы улучшения ситуации, - более чем туманны. Как указывается в отчете Всемирного Банка : "... отдельные данные свидетельствуют о том, что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие американские компании в сфере высоких технологий ..." Впрочем, с учетом ликвидации отсрочек в упомянутых технических ВУЗах, - последнее высказывание скоро потеряет свою актуальность, так как и студенты - скорее всего, - последуют по пути разработок (ну а уж для того, чтобы не понимать, что аспиранты востребованных на мировом рынке специальностей, ни при каких условиях не пойдут в казармы на 2 года, а моментально уедут - надо вообще быть полным идиотом). Заключение Когда звучат многочисленные призывы снять Россию с "сырьевой иглы", и перейти на экспорт высокотехнологичной продукции, - сразу же встает вопрос об искренности этих призывов, а для той, очень небольшой их части, которую еще можно признать искренней, - вопрос об адекватности их авторов реальности, и/или - о достоверности имеющейся у них информации. Вся имевшаяся ранее научно-техническая инфраструктура - уничтожена полностью, - "в ноль", ее - уже не существует, как не трудно было в это поверить. Абсолютно все легальные пути выхода любых российских разработок на мировой рынок - заблокированы просто намертво, причем - заблокированы очень продуманно и грамотно, - "все - по закону". Налоговая - не дает "справку" - без справки от таможни - а таможня - не дает "справку" - без справки от налоговой, нет лицензионного договора - нет регистрации, нет регистрации - нет оснований для платежей, но если нет платежей - не может быть и никакого договора (что - может и к лучшему, так как НДС - все равно не возвращают). И т.д. и т.п., - бесконечные круги полнейшего идиотизма, абсолютного, рафинированного идиотизма, но что удивительно, круги - без малейшего зазора, без малейшего пространства для маневра, все - очень грамотно и качественно. "Мы бы и рады, но вы же понимаете, - мы не можем нарушать закон". Мы - все понимаем. Мы все, очень хорошо, и очень правильно понимаем. Под непрекращающуюся, насквозь лживую, болтовню высших государственных чиновников "об инновационном развитии", в РФ, целенаправленно и совершенно осознанно сформирована и весьма "успешно" действует разветвленная, качественно организованная и обеспеченная всеми ресурсами, мощная "сетевая" система жесткого подавления любой инновационной деятельности, система пресечения любых научно-технических работ, система преследования отдельных успешных исследователей и даже целых научных коллективов. Факт наличия и деятельности этой сети - уже давно не является секретом для специалистов, сталкивающихся с ней постоянно (но возможно станет откровением для "широкой общественности", для которой настоящая статья и предназначена). Результатом работы этой сети - стала не только неустранимая неконкурентоспособность всех пока еще появляющихся российских разработок (отставание -на 1-2 поколения техники), но уже и прекращение выхода даже таких разработок. Если в самое ближайшее время, эта сеть не будет уничтожена, или как минимум нейтрализована, - через 2-3 года, вся, пока еще хоть как-то ведущаяся, научно-техническая деятельность - будет прекращена уже полностью, а еще через 5-7 лет - государство "Российская Федерация" - просто не сможет обеспечивать себя жизненно-необходимыми разработками (электронными, теми же авиационными, ракетными и ядерными), и с очень большой долей вероятности, - прекратит свое независимое существование. Использованы материалы портала http://www.pravda.ru |