От Автора:
Мне довелось отработать на зерноуборочных комбайнах в общей сложности шесть уборочных сезонов, из них: четыре сезона на комбайнах "Нива" СК-5 и СК-5М, один сезон на подборщике "Ветерок" с прицепом (подборщики "Ветерок" производились Ремзаводами на шасси списанных комбайнов "Нива" установкой мощного вентилятора и воздушно - транспортного короба) и один сезон на СК-6 "Енисей-1200".
Зерноуборочные комбайны СК-5 "Нива" 1973 год, СК-5М "Нива" 1984 год, СК-5М-1 "Нива-Эффект" 2003 год.
|
|
|
|
|
СК - 5 Нива |
СК - 5М Нива |
СК - 5М -1 Нива-Эффект |
СК - 5М -1 Нива-Эффект |
СК - 5М -1 Нива-Эффект |
Зерноуборочный комбайн СК-5 "Нива" отличает от аналогов прежде всего оригинальный дизайн - наклонные линии кабины, боковых защитных щитков и "корабельный трап" создают впечатление стремительности. Сильно наклоненое вперёд лобовое стекло улучшает видимость на рабочие органы жатки, что особенно важно при её навеске и снятии, а широкая форточка слева позволяет протирать лобовое стекло комбайна на ходу, так-как щётка дворника слишком мала. К сожалению штатная система вентиляции комбайна не достаточно эффективна, к тому - же с неё частенько просто снимали электромоторы, которые свободно подходили к большинству отечественных легковых и грузовых автомобилей. Здесь необходимо обратить внимание на то, что система вентиляции кабины задумана так, что должна создавать повышенное давление и за счёт этого предотвращать попадание пыли в кабину. На самом деле, приходиться часто открывать дверь, ибо сложные условия жатвы вынуждают постоянно контролировать техническое состояние аггрегатов комбайна и очищать рабочие органы жатки. Расположеные на правой стенке кабины, органы управления гидравликой машины, создают неудобство в работе если необходимо включить два или более механизмов одновременно.
На мой взгляд, главными конструктивными недостатками зерноуборочного комбайна "Нива" СК-5 и СК-5М являются:
- Несинхронизированная коробка передачь и ременный привод с вариаторами - тронуться с места на третьей передаче на мягком грунте с полным бункером практически невозможно - ходовые ремни проскальзывают и дымяться (горят) что приводит к их быстрому износу. Замена ходовых ремней - весьма трудоёмкая операция. Однако плестись на второй передаче через всё поле (до двух километров!) к бункеру - накопителю то-же малоприятная и дорогостоящая прогулка.
- Зауженная колея заднего моста и неудачное, слабое крепление к раме приводят к его частому отрыву, что связано опять-же с суровыми климатическими и географическими условиями работы машин.
- Система навески жатки сложная, трудоёмкая, травмоопасная и ненадёжная, обрывы жаток при перегонах комбайнов довольно - таки частое явление, особенно тяжёлых десятиметровок (при раздельной уборке обычно используются три различных жатки со своими наклонными камерами: для свала - шести или десятиметровки, для подбора - старые четырёхметровки оборудованные ленточными подборщиками, для простого комбайнирования - штатные шестёрки).
Главными конструктивными новшествами зерноуборочного комбайна "Нива - Эффект" СК - 5М - 1 являются:
- Гидростатическая трансмиссия ГСТ-90.
- Увеличенный по ширине и усиленный задний мост.
- Герметизированная шумоизолированная кабина, оснащенная кондиционером.
|