Навигация: Главная <== Механизация сельского хозяйства. <====>
Цикл статей автора: "Риск-бизнес" или "Зона рискованного земледелия"?!
Принципы подбора тракторов и агрегатов.
Опыт эксплуатации С/Х техники в хозяйствах Калужской области.

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов. "The Russian Engineering" © - 2010-2011.

От Автора: С началом "Перестройки" в СССР, а затем и в РФ, разнообразные СМИ, чиновники и политики разного уровня, усиленно внушают нам, что наше сельское хозяйство принципиально убыточно, а применяемые отечественные технологии и техника морально устарели и экономически неэффективны. Как следствие, руководителям с/х предприятий упорно "впаривается" новая и бывшая в употреблении дорогостоящая импортная техника, под предлогом её "высокой" эффективности.

К сожелению, новоиспечённые "помещики" и "управляющие" с/х предприятий, в большенстве своём не имеющие с/х образования, легко поддаються на лживые увещевания ушлых "советников" и "выкидывают на ветер" миллионы рублей ради блестящих лаком импортных "безделушек". Вместе с тем, поработав в трёх различных с/х предприятиях гл. инженером, я столкнулся с удивительной закономерностью - из-за неправильного подбора тракторов и агрегатов по "реальным" тяговым усилиям, эффективность использования отечественных тракторов не превышала 30%, даже без учёта времени вынужденного простоя!

В данной статье мы попробуем разобраться с подбором тракторов и агрегатов.



Сеялка зернотуковая
СЗ-3.6А

Сеялка зернотуковая
СЗ-5,4

Односеялочный посевной агрегат из МТЗ-80 с сеялкой СЗ-3,6.

Многосеялочный посевной агрегат из MTЗ-82 с тремя сеялками СЗ-3,6 на полях Республики Башкортостан.

Двухсеялочный посевной агрегат для MTЗ-82.

Многосеялочный посевной агрегат из ДТ-75М с двумя сеялками СЗ-3,6.

Многосеялочный посевной агрегат из Т-70С с двумя сеялками СЗ-3,6.

Многосеялочный посевной агрегат из ДТ-75МЛ с тремя сеялками СЗ-3,6.

Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СЗС-2.1 (СРП-2)

Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая КСКП-2,1

Широкозахватный Модульный посевной комплекс "ОМИЧ" (КСКП-2,1)

Почвообрабатывающая посевная машина
ППМ «Обь-4ЗТ».

Сеялка пневматическая универсальная СПУ-6ЛД

Подбор агрегатов и колёсных тракторов по тяговым классам:

  • тяговый класс: 0,9 тс. - Трактора Т-42, ЛТЗ-55, ВТЗ-2048А. Агрегатируются:

    • Сеялка зернотуковая СЗ-3.6А

    • Сеялка пневматическая универсальная СПУ-4

  • тяговый класс: 1,4 тс. - Трактора МТЗ-82, ЛТЗ-60, ЮМЗ–6. Агрегатируются:

    • Сеялка зернотуковая СЗ-3.6А => сцепка - 2 шт.

    • Сеялка зернотуковая СЗ-5,4

    • Сеялка пневматическая универсальная СПУ-6ЛД

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СЗС-2.1

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СРП-2

  • тяговый класс: 2,0 тс. - Трактора МТЗ-1221, ЛТЗ-155, Т-70С. Агрегатируются:

    • Сеялка зернотуковая СЗ-3.6А => сцепка - 2 шт.

    • Сеялка зернотуковая СЗ-5,4 => сцепка - 2 шт.

    • Почвообрабатывающая посевная машина ППМ «Обь-4ЗТ».

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СЗС-2.1 => сцепка - 2 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СРП-2 => сцепка - 2 шт.

  • тяговый класс: 3,0 тс. - Трактора ДТ-75МЛ, ВТ-100Д, ВК–170, МТЗ-2022, К-3000, Т-150 и Т-150К. Агрегатируются:

    • Сеялка зернотуковая СЗ-3.6А => сцепка - 3 шт.

    • Сеялка зернотуковая СЗ-5,4 => сцепка - 2 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СЗС-2.1 => сцепка - 3 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СРП-2 => сцепка - 3 шт.

  • тяговый класс: 4,0 тс. - Трактора ВТ–130, Т-4, МТЗ-2102. Агрегатируются:

    • Сеялка зернотуковая СЗ-3.6А => сцепка - 4 шт.

    • Почвообрабатывающая посевная машина ППМ «Обь-4ЗТ» => сцепка - 2 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СЗС-2.1 => сцепка - 4 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СРП-2 => сцепка - 4 шт.

  • тяговый класс: 5,0 тс. - Трактора К-701, К-703М(А), К-744. Агрегатируются:

    • Сеялка зернотуковая СЗ-3.6А => сцепка - 5 шт.

    • Сеялка зернотуковая СЗ-5,4 => сцепка - 3 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СЗС-2.1 => сцепка - 5 шт.

    • Сеялка – культиватор зернотуковая стерневая СРП-2 => сцепка - 6 шт.


Многосеялочный посевной агрегат.

Поля, предназначенные для посева, бывают различных размеров - от нескольких до сотен гектаров. Небольшие участки засевают агрегатами из трактора малой или средней мощности и сеялки.

Для работы на больших площадях составляют широкозахватные посевные агрегаты из трактора средней или большой мощности, сцепки (С-11У, С-18А, СП-16 и др.) и несколько сеялок. Учитывая тип сеялки и её тяговое сопротивление (суммарное сопротивление сеялок и сцепки) и тяговые усилия трактора на соответствующих передачах. Прицепные сеялки в широкозахватных агрегатах по отношению к осевой линии трактора должны размещаться симметрично для устойчивого хода посевного агрегата. Места крепления сеялок размечают от середины сцепки. При чётном числе сеялок в агрегате две внутренние сеялки крепят от середины сцепки на расстоянии, равном половине рабочей ширины захвата сеялки.

Сеялки присоединяют к сцепке таким образом, что-бы они распологались в одну шеренгу. Такое расположение способствует сокращению времени на их заправку семенами и удобрениями, и позволяет увеличить время работы агрегата на посеве.

Некоторые сеялки из-за конструктивных особенностей нельзя расположить в агрегате в одну шеренгу. В этом случае их размещают эшелонированно ступенькой (в шахматном порядке). На сцепку при этом устанавливают удлинители.


Принцип комплектовании агрегатов:

Для того что-бы трактор работал высокопроизводительно и с наименьшим расходом топлива, необходимо полное использование тягово-сцепных свойств трактора. При выполнении любой сельскохозяйственной работы агрегат необходимо составить так, что-бы тяговое сопротивление было равно тяговому усилию трактора на передаче, при движении на которой он развивает наибольшую тяговую мощность, а не наибольшее тяговое усилие. Это возможно только в том случае, если правильно выбраны скорость движения и ширина захвата агрегата, так как каждый тип трактора имеет определённую скорость, на которой он развивает наибольшую мощность на крюке при наименьшем расходе топлива на 1 га выполненной работы.

При составлении посевного агрегата выбирают сеялку и трактор. Пользуясь справочными материаломи, определяют тяговое сопротивление сеялки, тяговые усилия и скорости движения трактора на различных передачах. Сравнивая тяговое сопротивление сеялки с тяговыми усилиями трактора, устанавливают основную передачу, на которой должен работать посевной агрегат.

При комплектовании агрегатов необходимо стремиться к тому, что-бы загрузить трактор по тяговому усилию на 85-95%. При меньших загрузках на всех видах работ снижается производительность и увеличивается расход топлива. Не следует допускать длительную работу двигателя с перегрузкой, так как при этом увеличивается износ деталей. Признаки перегрузки: снижение числа оборотов, дымный выхлоп и перегрев двигателя.

Для проверки загрузки трактора рекомендуется простой приём. После подготовки агрегата к работе проходят один гон на выбранной передаче. Убедившись, что двигатель не перегружен, на следующем гоне включают более высокую передачу. Работа двигателя с перегрузкой на этой передаче указывает на то, что трактор по тяге на выбранной низшей передаче загружен нормально. Если же двигатель на высокой передаче работает без перегрузки, то составленный агрегат не загружает трактор. В этом случае надо либо увеличить захват агрегата, либо работать на более высокой передаче.

Маневрирование скоростями - резерв снижения расхода топлива при работе на полях с неравномерным сопротивлением. Однако, переходить с низшей передачи на высшую выгодно только в том случае, когда общее время, затрачиваемое на переключение передач и движение на высшей передаче, будет меньше, чем при движении на низшей передаче. Так например, для трактора ДТ-75 выгодно переключаться с I передачи на II в том случае, если длина пути движения на II передаче быдет не менее 220 м, а с IV на V передачу - не менее 420 м.

При работе на пересечённом поле с частыми короткими спусками и подъёмами высокий эффект даёт использование увеличителя крутящего момента (УКМ), который позволяет на ходу, не переключая передачи, снизить скорость трактора в 1,25 раза, соответственно увеличив тяговое усилие. Включать УКМ для длительной работы нельзя. Если длина пути с повышенным сопротивлением более 150-200 м, следует переходить на пониженную основную передачу.

Для снижения расхода топлива на тракторах без УКМ, можно использовать всережимные регуляторы, которые позволяют задавать двигателю разные режимы по оборотам. Особенность всережимного регулятора заключается в том, что снижение числа оборотов двигателя уменьшает только скорость движения, а тяговое усилие трактора при работе на одной и той-же передаче остаётся постоянным как при работе двигателя на полных оборотах, так и при пониженных, а расход топлива при уменьшении числа оборотов снижается.

При работе трактора с полной нагрузкой, когда требуется кратковременно уменьшить скорость движения, следует не переключать трактор на пониженную передачу, а снижать число оборотов двигателя. Этим приёмом можно пользоваться и в тех случаях, когда по требованиям агротехники или состоянию поля агрегат не может работать на высокой скорости, а при низкой скорости и малой ширине захвата трактор работает с большой недогрузкой. Чтобы не допустить перерасхода топлива, в этом случае следует включать более высокую передачу, а а требуюмую скорость движения получить за счёт снижения числа оборотов двигателя.


Несколько советов по ресурсосберегающей технологии с минимальной обработкой почвы или No-Till:

  • Если вы желаете экономить горючее (и средства) за счёт применения ресурсосберегающей технологии с минимальной обработкой почвы или No-Till, то для этого совсем не обязательно закупать дорогостоящие импортные посевные комплексы и трактора. Отечественная промышленность выпускает большой ассортимент аналогичных машин, для агрегатирования с "нашими" тракторами.

  • Более того, применение в центральных регионах России "традиционных" для степных районов сеялок – культиваторов СЗС-2.1, позволяет значительно сократить количество операций при предпосевной подготовке почвы, а значит "сжать" сроки сева и съэкономить горючее (и средства).

  • Соответственно, и отказ от "отвальной" вспашки плугом в пользу "безотвальной" позволяет прилично съэкономить горючее. Пример: Трактор ДТ-75 с четырёх-корпусным плугом ПКУ-4-35 имеет производительность 0,95 га/ч при скорости 8 км/ч, а с двумя культиваторами КПП-2,2 - 2,7 га/ч при скорости 8 км/ч - то-есть практически в 3 раза!


От Автора: С началом моей трудовой деятельности Главным Инженером Колхоза им. Мичурина, в Калужской обл., я поинтересовался у председателя Криваковой Галины Николаевны - почему вспашку, культивацию и посев зерновых производят исключительно тракторами МТЗ-80/82, а имеющиеся в хозяйстве трактора ДТ-75МЛ "пыляться" в ангарах? Председатель ответила мне: - применение тракторов ДТ-75МЛ "невыгодно", так-как они потребляют много топлива.

Честно сказать, это заявление меня серьёзно озадачило... , так-как у нас в Северном Казахстане пахать на "Беларусах" никому в голову не приходило, а пахали исключительно ДТ-ешками, Т-4 и "Кировцами". Почему-же в центральной полосе России это "не рентабельно"?

Однако, когда мне на глаза попались установленные в Колхозе им. Мичурина нормы выработки для тракторов, всё стало на свои места. Оказывается что для агрегата из ДТ-75МЛ с сеялкой СЗ-3,6 установлена норма выработки такая-же как и для агрегата из МТЗ-80 с аналогичной сеялкой! И это при том, что даже за МТЗ-82 можно цеплять две - три сеялки СЗ-3,6 в зависимости от агрофона, а уж гонять ДТ-75МЛ с одной сеялкой СЗ-3,6 - это полный идиотизм! То-есть из-за неправильного подбора тракторов и агрегатов по "реальным" тяговым усилиям, эффективность использования тракторов в хозяйстве не превышала 30%, без учёта времени вынужденного простоя!

Вот так, из-за некомпетенции руководителей хозяйств и создаються в их бюджетах "чёрные дыры". Прискорбно, не правда ли?!


Автор: Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов.
Главный Инженер Колхоза им. Мичурина, Калужской обл. сезон 2008 г.
Главный Инженер Агрохолдингa "Монастырское Подворье", Калужской обл. сезон 2009 г.
Главный Инженер Агрофирмы "Хотьково", Калужской обл. осень 2009 г.

Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы:



Другие статьи "Русского Инженерного портала" по теме:

  • Расход топлива на тракторно-транспортных работах.
  • Состояние машинотракторного парка с/х СНГ.
  • Авто - Тракторный прицепной состав.
  • Рекомендации по выбору комбайнов.
  • Какой комбайн лучший?


  • Hosted by uCoz

    Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - 2005 - Февраль 2011.