Советская боевая техника в приграничном сражении 1941г.
Краткие ТТХ Танков и боевых машин Советского Союза. Июнь - Июль 41г. Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Май 2006. Использованы материалы порталов //www.battlefield.ru //gunpoint-3d.com и //armor.kiev.ua |
||
Малый танк сопровождения Т-18 и Средний танк Т- 24. Начало 1938 года было знаменательным тем, что старые танки практически выработали свой ресурс. 2 марта 1938 года по распоряжению наркома вооружений 700 шт. Т-18 и 22 танка Т- 24 должны были быть переданы в распоряжение УРов округов. Там предписывалось использовать машины, не подлежащие ремонту, для создания неподвижных огневых точек. Для вооружения новоявленных ДОТов рекомендовались пулеметная спарка ДА-2, два пулемета ДТ или 45-мм танковое орудие обр. 1932 г. Ходовую же часть машин, а также двигатели и трансмиссию предписывалось сдать на металлолом для переплавки. Танки, которые еще могли двигаться, были частично перевооружены 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. и переданы гарнизонам УР для использования в качестве своеобразных САУ - подвижных огневых точек. 22 июня 1941 года большинство Т-18 встретить так и не смогли, поскольку уже превратились в какие-то иные изделия. Но около 450 танковых корпусов и около 160 танков, сохранивших возможность перемещения, еще как-то могли послужить обороне советской страны. Осовецкий Укрепрайон (УР) N 66, занимавший по фронту около 35 км (10 армия), в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооруженных 45-мм танковой пушкой, а также 2 танковые роты (1-я, состоявшая из 25 танков МС-1 в районе Кольно и 2-я из 18 танков МС-1 в районе Беляшево). 2-я рота танков МС-1 в июне 1941 г. успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли легкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортеры. Владимиро-Волынский УР поддерживался подразделениями 87 стрелковой дивизии, в которой совершенно не было танков. Однако при нападении Германии 22 июня в 12:00 дивизии предписывалось получить пять танков МС-1 на станции Устилуг. Поскольку танки не имели вооружения и двигателей, для них предлагалось изготовить простейшие приспособления для вооружения ручным пулеметом ДП и установить 23-24 июня на местности как неподвижные огневые точки для обстрелов мертвых пространств, дефиле, теснин и т.д. Наилучшим местом для таких ДОТ признавались обратные скаты высот. Известно, что танки были получены и установлены, но подробностей их боевого применения найти не удалось. Несколько больше известно о МС-1 в 9 мехкорпусе. 23-29 июня 1941 года мехкорпус принял участие в крупнейшем танковом сражении в районе Ровно - Броды - Радехов Луцк, наступая на танковую группу Э.Клейста со стороны Луцка на Дубно. К 29 июня корпус понес большие потери в матчасти, для восполнения которых из района г. Сарны вышел батальон танков в составе: рота танков Т-26 (12 танков), рота смешанная из Т-26 и БТ (15 танков) и рота танков МС-1 (командирский - Т-26 и 14 танков МС-1). В боях были понесены потери, но в отчете о составе мехкорпуса на 2 июля в нем присутствуют "... танков МС-1 - 2 шт. (один - неисправен)". Минский УР также содержал танки МС-1 о боевых действиях которых ходит множество легенд. Однако ничем кроме голословных утверждений отдельных любителей таковые не подтверждены, кроме одного. 23 июня 1941 г. танк Т-18, вооруженный 45-мм орудием без двигателя был установлен как БОТ (бронированная огневая точка) для охраны моста через реку Друть (р-н нас. пункта Белыничи). Экипаж танка - артиллеристы сержант Гвоздев и рядовой Лупов, в течение четырех часов держали оборону моста, подбив 3 немецких танка, один бронетранспортер и несколько автомобилей, а также рассеяли до роты пехоты, в результате чего были представлены к награждению орденом Боевого Красного знамени. Лёгкий пехотный танк Т-26. В танковых войсках Красной Армии танк Т-26 был самым массовым, так называемым "общевойсковым" танком, предназначенным для непосредственной поддержки пехоты в разных боевых ситуациях. 13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии английский легкий танк "Виккерс E" под обозначением Т-26 (в те годы этот танк также называли "истребитель малой мощности") и рекомендовал начать серийный выпуск по лицензии этой машины. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных, "двадцать шестой" также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии. Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года и участвовали в параде на Красной Площади 7 ноября. Т-26 стал "рабочей лошадкой" танковых войск РККА, а на базе шасси этого танка появилась большая гамма различной бронетехники. Этот танк стал, как выразился ныне уже покойный писатель, историк полковник В.Д.Мостовенко, "проклятьем советских танкистов" - танк выпускался в огромных количествах, несмотря на тонкую броню легко пробиваемую противотанковыми снарядами и слабый двигатель. Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач). Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Еще до начала 2-й Мировой войны танки Т-26 участвовали в боях в конфликте на озере Хасан, Испании и Китае. В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Танкетка Т-27. В 1930 году СССР закупил в Англии танкетки "Карден-Лойд" Мк VI (приблезительно 26 штук), которые в Советском Союзе получили обозначение 25-В (или К-25), а также лицензию на их крупносерийное производство. Танкетка поступила на вооружение разведывательных подразделений механизированных войск Красной Армии. В начальный период насыщения войск бронетехникой танкетки Т-27 сыграли большую роль, которая в дальнейшем уменьшилась из-за ее технических недостатков, а также в связи с принятием на вооружение более совершенных образцов боевых машин. В начале 30-х годов танкетки весьма успешно применялась в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская область) в борьбе с "басмачами". В конце 30-х годов танкетки вывели с первой линии и использовали главным образом для подготовки танкистов. Кроме того, некоторое количество танкеток было передано в ОСОАВИАХИМ. После небольшой переделки, Т-27 стали использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 и 45 мм. Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Но из-за своих малых размеров Т-27 не отличалась хорошей проходимостью, по этой же причине в экипажи танкеток приходилось отбирать самых низкорослых солдат. Кроме того, опыт ее применения на маневрах показал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня с установленным в ней вооружением, способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса. От базовой машины они отличались несколько измененным корпусом и ходовой частью. В первом варианте САУ в неподвижной рубке устанавливалась одна пушка, во втором - пушка и пулемет. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп. Эту небольшую партию САУ выпустили на ленинградском заводе "Большевик". По некоторым данным, на 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Великой отечественной войны, некоторые из них "дожили" до московской битвы. Средний танк прорыва Т-28. На 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса, еще пятью машинами располагала 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в Прибалтийском Особом и Ленинградского военных округах. Всего же по состоянию на 1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28. Почти не превосходя Т-28 (и уступая Т-28Э) в бронировании немецкие средние танки Pz Kpfw III и Pz.Kpfw IV существенно опережали его по подвижности. По вооружению же Т-28 абсолютно превосходил все немецкие средние танки. Пушка Л-10 (как, впрочем, и КТ-28) могла эффективно поражать танки Вермахта на запредельных для их орудий дистанциях. Тяжёлый танк прорыва Т-35. Т-35 - единственный в мире серийный пятибашенный танк является уникальной боевой машиной несмотря на все свои недостатки. Состав и размещение его вооружения оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Если до 1935 года тактические данные Т-35 позволяли ему выполнять возложенные на него задачи, то техническое несовершенство и недоведенность машины сводили на нет возможность такого применения. После 1935 года, когда была существенно повышена надежность машины, уже морально устарел и перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Возросшая мощь противотанковой артиллерии оставляла громоздкому и неповоротливому "сухопутному линкору" мало шансов на поле боя. Резерва же для увеличения толщины брони и без того тяжелая машина уже не имела. Всего же за 1932-39 гг. было изготовлено два прототипа (Т-35-1 и Т-35-2) и 61 серийная машина. Почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24.00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу. Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны. Большинство Т-35 обоих полков были потеряны по техническим причинам. Погибли в бою считанные танки. Плавающие танки Т-37 и Т-38. Т-37 и Т-38 - использовались в Красной Армии в качестве разведывательных. В частности, в 1937 году в штат механизированного корпуса входило 67 танков Т-37. Имелись они и в штате танковых батальонов стрелковых дивизий и в разведротах отдельных танковых бригад. Один из двух боевых эскадронов механизированного полка кавалерийской дивизии также был укомплектован плавающими танками. Необходимо отметить, что в связи с постоянным ростом численного состава РККА танки Т-38 находились в войсках совместно с Т-37. Советские танки-амфибии использовались в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, во время похода в Западную Украину и Белоруссию, в период войны с Финляндией. Они не оправдали себя ввиду недостаточной проходимости, маневренности, слабой бронезащиты и вооружения. Вследствие этого в финской войне Т-37 и Т-38 использовались, главным образом, для охраны штабов, подвоза боеприпасов, в качестве тягачей и для связи. Основная масса этих танков была потеряна в первый же месяц Великой Отечественной войны. Некоторое их количество использовалось в тылу для учебных целей. Плавающий танк Т-40. Летом 1941 года в западных военных округах танков Т-40 было немного. К 22 июня произвели 279 танков Т-40. В ходе первых же столкновений с противником, в которых Т-40 пытались использовать в качестве полноценных танков, выявилась слабость их вооружения и бронезащиты. Как разведывательные и тем более плавающие их уже не применяли, а для иных целей они и не предназначались. Однако острая нехватка танков основных типов заставляла бросать в бой и эти машины. Маневренность и надежность машины нареканий не вызывали. Достаточной для поддержки пехоты была и ее огневая мощь, а после появления новых 12,7-мм патронов с бронебойно-зажигательной пулей БС-41 повысились и возможности танка в борьбе с легкобронированными целями. Довольно широко они применялись в битве под Москвой зимой 1941/42 года, где наиболее эффективными оказались на лесисто-болотистых участках местности, ограниченно проходимой для других, более тяжелых танков. Быстроходный танк "БТ-2". Танк "Кристи" стал основой для разработки танков серии "БТ"(быстроходный танк). БТ-2 был неплохим танком, однако в процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки конструкции: слабое вооружение, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение. Механики не любили двигатель - капризный, сложный в эксплуатации, пожароопасный. Проблемы были с топливной системой и системой воздухазабора. Танки БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году и в начальном периоде Великой Отечественной. Быстроходный танк "БТ-5". В 1933-34 годах было выпущено 1884 танка БТ-5. Боевое крещение БТ-5 получили в Испании, куда они были поставлены в 1937 году (от 50 до 100 машин). Также танки БТ-5 применялись в мае-августе 1939 года в ходе конфликта у реки Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й танковых бригад, в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию, в Зимней войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны. Быстроходный танк "БТ-7". С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и 76,2мм пушкой КТ. Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году "бэтэшки"в последний раз "тряхнули стариной" в боях с японскими войсками в Маньчжурии. Средний танк Т-34. Летом 1940 года, над принятым на вооружение Т-34 начали сгущаться тучи. Дело в том, что на полигон в Кубинку поступили два танка Pz-III Ausf.G, купленные в Германии после подписания пакта о ненападении. Результаты сравнительных испытаний немецкого танка и Т-34 оказались неутешительными для советской боевой машины. Т-34 превосходил "тройку" по вооружению и броневой защите, уступая по ряду других показателей. Pz-III имел трехместную башню, в которой были достаточно комфортные условия для боевой работы членов экипажа. Командир имел удобную башенку, обеспечивавшую ему прекрасный обзор, у всех членов экипажа имелись собственные приборы внутренней связи. В башне же Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых выполнял функции не только наводчика, но и командира танка, а в ряде случаев и командира подразделения. Внутренней связью обеспечивались только два члена экипажа из четырех - командир танка и механик-водитель. Немецкая машина превзошла Т-34 и по плавности хода, она оказалась и менее шумной - при максимальной скорости движения Pz-III было слышно за 150 - 200 м, а Т-34 - за 450-500 м. Полной неожиданностью для наших военных явилось и превосходство "немца" в скорости. На гравийном шоссе Кубинка-Репище Pz-III разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч. Выделенный же в качестве эталона БТ-7 на колесах развил только 68,1 км/ч. В отчете об испытаниях отмечались и более удачная подвеска немецкого танка, высокое качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, надежные двигатель и трансмиссия. По этим результатам ГАБТУ предоставило отчет маршалу Г.И.Кулику, который утвердил его и тем самым приостановил производство и приемку Т-34, потребовав устранения всех недостатков. Первые серийные танки Т-34 поступили в танковые соединения РККА поздней осенью 1940 года. Однако плановая боевая учеба началась лишь весной 1941 года. К сожалению, на освоении нового танка самым негативным образом сказались многочисленные реорганизации танковых войск, проводившиеся в течение двух предвоенных лет. Широко практиковалась порочная по своей сути система "сбережения моторесурса техники", при которой экипажи занимались боевой подготовкой на изношенных до предела машинах учебно-боевого парка. При этом новая, более совершенная и зачастую существенно отличавшаяся от танков ранних выпусков боевая техника находилась на хранении в боксах. Было уже мало толку от использования для обучения экипажей БТ-7 танков БТ-2, но этот процесс превращался в полный абсурд, когда в ходе подготовки механиков-водителей для Т-34 новобранцев сажали на старенькие Т-26! В результате большинство из поступивших в войска до начала войны танков Т-34 так и не были освоены экипажами. На 1 июня 1941 года в западных приграничных военных округах (Ленинградском, Прибалтийском особом, Западном особом, Киевском особом и Одесском) имелось 832 танка Т-34. Еще 68 "тридцатьчетверок" находилось в тыловых округах (Московском, Харьковском и Орловском). В защите и прикрытии отступления, Т-34 обычно закапывали на господствующих высотках вдоль дорог, на краю леса или населенных пунктов. Правильно используя свое превосходство в вооружении, танки открывали внезапный огонь из засады с дистанции от 1200 до 1800 метров, после этого они часто покидали свои позиции, все еще находясь вне досягаемости. Поскольку Т-34 быстрее немецких танков, он может выбирать дистанцию открытия огня. "Рабочей лошадкой" советских танковых войск Т-34 стали только к 1943 году. Тяжёлый танк КВ-1. По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ. В 1941году КВ мог уничтожить любой танк Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым для противника. Это подтверждается несколькими фактами, когда одиночные КВ в течении суток сдерживали продвижение целых танковых армий. Так единственный КВ-1, заняв позицию на шоссе у города Остров, целые сутки сдерживал продвижение немцев к Ленинграду. За эти сутки КВ уничтожил 7 немецких танков, батарею противотанковых пушек, одну 88-мм пушку с расчетом и несколько грузовиков и бронетранспортеров. Но в конце концов танк был уничтожен 88-мм зениткой. Однако статистика говорит о том, что потери КВ были вызваны в основном огнем 105-мм гаубиц и 88-мм зениток. Хотя снаряды гаубицы не могли пробить броню танка, они могли повредить гусеницу. Основная масса потерь, приходилась на поломки матчасти. Так в 10-й танковой дивизии 15-го мех.корпуса в августовских боях было потеряно 56 из имеющихся 63 танков КВ. 11 танков было потеряно в боях, 11 пропало без вести, а 34 - брошено экипажами из за неисправности матчасти. В 8-й танковой дивизии из 50 КВ было потеряно 43. Из них 13 подбито, 2 завязли в болоте, а 28 брошено или уничтожено экипажами из за технических неисправностей. Слабая техническая надежность агрегатов, плохое размещение экипажа, плохие приборы наблюдения- основные недостатки КВ-1. Однако самая большая проблема - плохо подготовленные экипажи. Зато в умелых руках танк творил поистине чудеса. Именно на КВ воевал ст. лейтенант Зиновий Колобанов (1-я танковая дивизия), в одном бою уничтожившим 22 немецких танка, лейтенант Семен Коновалов (15-я танковая бригада) - 16 танков и 2 бронеавтомобиля. Тяжёлый танк КВ-2. Выпуск КВ-2 начался в 1940 и продолжался до октября 1941 года. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. К сожалению, все технические проблемы связанные с ходовой частью и трансмиссией танков КВ в полной мере коснулись и КВ-2. Это, а также плохая подготовка танкистов сказалось на огромных потерях танков КВ-2 в первые месяцы ВОВ. Большинство машин были потеряны по техническим причинам или брошены из-за недостатка топлива. Так же, танковые части были практически не укомплектованы боеприпасами. Часто, единственным оружием танкистов становились гусеницы. Но тем не менее, для немцев танки КВ оказались страшным шоком, в умелых руках танк КВ-2 творил подлинные чудеса. Иногда один танк сдерживал продвижение целых танковых колонн фашистов. В июне 1941, КВ-2 из 2-й танковой дивизии в одиночку в течении суток сдерживал продвижение отдельных частей 6-й немецкой танковой дивизии в районе города Рассеная. Танк был обездвижен немецкой 105-мм гаубицей но продолжал бой, уничтожив батарею 88-мм зенитных орудий вместе с батареей 105-мм гаубиц. Брошен экипажем когда кончились снаряды. Средние бронеавтомобили БА-27. Машины этого типа создавались на специальных шасси АМО-Ф-15. Корпуса для этих шасси, а также сборку производил Ижорский завод под Ленинградом, известный еще в 1914-1919 гг. изготовлением и ремонтом бронеавтомобилей. Его модель БА-27 на шасси АМО-Ф-15 стала выпускаться малыми сериями с 1928 г. Машина имела клепаный кузов из броневых листов толщиной 4-7 мм и была вооружена 37-мм пушкой и пулеметом калибра 7,62, расположенным во вращающейся башне. У шасси АМО-Ф-15 для БА-27 усилены рама и рессоры-ведь с бронекузовом, который на них монтировал Ижорский завод, и вооружением боевая масса БА-27 составляла 4,4 т. В соответствии с принятой посадкой водителя рулевая колонка получила больший наклон. БА-27 развивал скорость 40 км/ч. Когда в Москве на заводе имени КИМ, а затем в Горьком на "Гудке Октября" началась сборка грузовиков "Форд-АА", "Форд-Тимкен", их шасси послужили для создания новых броневиков. Кузова БА-27 стали монтировать в 1930 г. на шасси "Форд-АА", а с 1931 г. завод ставил переделанный броне-корпус на шасси "Форд-Тимкен" - получилась модель БА-27М. Средние бронеавтомобили БА-И. В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А.Д.Кузьмина разработали бронеавтомобиль "БА-И" (И - ижорский. В некоторых публикациях название этой машины пишется слитно "БАИ"). При его создании использовалось все то же трехосное шасси "Форд-Тимкен". Корпус броневика выполнялся полностью сварным - для того времени это было передовой технологией. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались стандартная 37-мм танковая пушка (боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Еще одной интересной новинкой в конструкции БА-И были запасные колеса (идея позаимствована у Д-13), подвешенные по бортам корпуса и свободно вращающиеся на осях. Запаски не давали бронеавтомобилю сесть на дно и облегчали преодоление окопов и рвов. В дальнейшем это инженерное решение кочевало с одного пушечного БА на другой, вплоть до БА-10. Бронеавтомобиль БА-И выпускался небольшой серией в 1932-34 годах и состоял на вооружении Красной Армии. Средние бронеавтомобили БА-3 и БА-6. В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель - БА-3. Главным отличием новой машины от БА-И, стала башня с вооружением, на 50 мм была удлинена корма. БА-3 получил башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения - 45-мм пушкой 20К обр.1932/38 (боекомплект 60 выстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд.В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ. Для увеличения проходимости, впервые в советском бронеавтомобилестроении, на задние скаты БА-3 одевались вездеходные гусеницы, известные под иностранным названием "Оверолл". Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80х35 мм. Длина гусеницы составляла 4500 мм, шаг - 180 мм. Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10-15 мин. Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады - 7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол. Большинство из оставшихся в СССР машин несло службу в частях Красной Армии на Дальнем Востоке. Тем не менее, некоторое количество БА-3 и БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне (встречались в войсках, как минимум, до середины 1942 года). На момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37-40 мм появились только в 1942 году. Первым же адекватно вооруженным немецким броневиком стала широко известная "Puma". К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий показал практическую невозможность их использования на переднем крае поля боя по причине низкой проходимости (справедливости ради следует отметить, что немцы использовали свои бронеавтомобили также только вдоль дорог). Средние бронеавтомобили БА-9. Параллельно БА-6М, выпускался почти идентичный бронеавтомобиль БА-9, но вооруженный не пушкой и двумя пулеметами калибра 7,62 мм, а одним крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм) и одним обычного калибра. Средние бронеавтомобили БА-10. Шаг за шагом отрабатывая конструкцию, ижорцы пришли в 1938 г. к модели БА-10. Ее особенности: укороченные рама и задняя часть кузова, усиленная балка передней оси, гидравлические амортизаторы, увеличенная местами до 15 мм толщина бронелистов, внутренние петли дверей вместо наружных, броневая защита фар, радиостанция и экранированное электрооборудование, боевая масса БА-10 составляла 5140 кг. При 50-сильном двигателе бронеавтомобиль мог развивать скорость 53 км/ч. Экипаж - четыре человека. На БА-10М, модернизированной модели 1939 г., усовершенствовано рулевое управление, усилена броне защита радиатора, установлена новая радиостанция. Однако эта машина по опыту боевых действий в 1939 г. на Халхин-Голе оказалась неэффективной. На переднем крае и в глубине обороны противника пушечные бронеавтомобили БА-6 и БА-10 использовать было практически невозможно из-за их плохой проходимости. В дальнейшем производство БА-10М было сокращено, а весной 1941 г. свернуто. Легкие бронеавтомобили Д-8. С началом выпуска автомобилей ГАЗ-А на их базе стали создаваться и бронеавтомобили. Так Д-8 1931 г. имел очень низкий корпус с большим наклоном листов и... без башни. Вооружение - два пулемета - размещалось в лобовом и кормовом листах. Машина получилась очень легкая, массой всего 1580 кг, но мощность ее двигателя и проходимость были невысокими, да и зона обстрела оказалась ограниченной. Идея тачанки времен гражданской войны для бронеавтомобиля себя не оправдала. Легкие бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М. В 1932 г. на смену Д-8 пришел броневик ФАЙ, который имел вращающуюся башню с пулеметом. Машина стала выше (2240 мм вместо 1680 мм у Д-8), а масса ее выросла до 2000 кг. Позже, в 1938 г., шасси ГАЗ-А было заменено на ГАЗ-М1 и бронеавтомобиль стал называться ФАИ-М. Получившийся гибрид, отличался от прародителя более длинной базой на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса. Бронеавтомобили ФАИ и ФАИ-М были вторыми по массовости в РККА в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, они воевали во время Гражданской войны в Испании как на стороне республиканцев, так и на стороне франкистов в качестве трофейной бронетехники. На фронтах Отечественной войны они принимали участие вплоть до 1943 года. Легкие бронеавтомобили БА-20. В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый БА на шасси автомобиля М-1, отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием БА-20. Его производство сохранялось вплоть до начала Великой Отечественной войны, и эта модель, как и ее модернизированный вариант БА-20М, стала самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии. БА-20 был оснащен пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной, усиленной ходовой частью. Его сварной бронекорпус (толщина листов-4-6 мм) имел башню с одним пулеметом. Боевая масса составляла 2300 кг, а наибольшая скорость-90 км/ч. Но у машины были слабые вооружение и бро-незащита, недостаточные проходимость и тяговые свойства (максимальный преодолеваемый подъем -15°). Модернизированный в 1938 г. вариант БА-20М получил новую башню конической формы, радиостанцию (экипаж увеличился до трех человек), дополнительный топливный бак. Это привело к увеличению до 2520 кг боевой массы со всеми вытекающими последствиями. Армейский артиллерийский тягач "Комсомолец". Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 "Комсомольца" (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц. Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец" иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны. Армейский артиллерийский тягач "Коминтерн". Для решения целого круга задач таких, как транспортировка тяжелой артиллерии (орудий массой до 11 тонн), расчета и боеприпасов, в 1930 году началось проектирование тяжелого трактора. К 1934 году, успешно пройдя испытания и обретя собственное имя - "Коминтерн" - машина была принята на вооружение как армейский артиллерийский тягач. В машине широко использовались элементы маневренного (среднего) танка Т-24. Двигатель дизельный, мощностью 131 л.с. Вопреки неудачной судьбе своего прародителя, трактор оказался весьма удачным и был запущен в массовое производство. Разумеется "Коминтерн" унаследовал некоторые недостатки Т-24, но часть из них была устранена, другие же, будучи неприемлемы для танка, оказались менее существенны для трактора. Он широко применялся для транспортировки всех типов полевой и гаубичной артиллерии, включая 18-тонные 203-мм гаубицы Б-4. В 1940 году производство "Коминтерна" было прекращено. Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска около 1800 арттягачей "Коминтерн". Армейский артиллерийский тягач СТЗ-5. В начале войны из-за нехватки в армии более мощных тягачей этими тракторами закрывали все образовавшиеся бреши в системе мехтяги и транспортного обеспечения артиллерии, а также танковых частей, что вынуждало с помощью СТЗ-5 буксировать орудия и прицепы гораздо более тяжелые, чем это допускалось его ТТХ. Такая же нехватка других, более подходящих транспортных средств высокой проходимости заставляла монтировать на СТЗ-5 реактивные минометы БМ-13, впервые примененные осенью 1941 года под Москвой, а затем широко - и на других фронтах. В артиллерийских частях они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 76-мм (позже и 85-мм) зенитные орудия. При эксплуатации сильно сказывалось его сельскохозяйственное происхождение: из всех отечественных машин этого назначения он имел самую плохую проходимость, небольшую удельную мощность, узкую колею (выбранную для работы с четырехкорпусным плугом), малый клиренс, недостаточные сцепные возможности гусениц с мелкими грунтозацепами высотой всего 35 мм, значительное удельное давление на грунт из-за малой ширины траков, сильную продольную раскачку при движении на больших скоростях - стоял даже вопрос о добавлении пятого опорного катка для увеличения базы (амортизаторы тогда еще не применялись). На зимних обледенелых дорогах сцепления гусениц с грунтом было недостаточно для устойчивого движения. Однако выносливость тягача не вызывала сомнений - он дважды (в ноябре - декабре 1935 года и в марте - апреле 1939 года) совершал безостановочные пробеги Сталинград - Москва и обратно без поломок и недопустимых износов. Всего завод изготовил 9944 таких машины, из них 6505 - после начала войны. СТЗ-5 честно дослужили в армии до окончания военных действий, а до 1950-х годов их использовали в различных отраслях народного хозяйства, где работоспособность тягачей-ветеранов поддерживалась за счет запчастей, к еще выпускавшемуся и широко распространенному в народном хозяйстве "старшему брату" - трактору СТЗ-3 (АСХТЗ-НАТИ). Армейский артиллерийский тягач “Ворошиловец”. Летом 1939 года “Ворошиловец” проходил армейские испытания на танковом полигоне в Кубинке под Москвой. Как и ожидалось, он показал высокие результаты, уверенно буксировал самые большие артиллерийские системы и все виды танков включая Т-35. Была опробована, при чем очень успешно, буксировка на местности следующих тяжелых артсистем: 210-мм пушки образца 1939 года, 152-мм пушки образца 1935 года, 203-мм гаубицы образца 1931 года и 305-мм гаубицы образца 1939 года. Среднетехническая скорость движения по шоссе с артиллерийской системой в составе “колонна - батарея” равнялось 18 км/ч, в составе “колонна - полк” – 13 км/ч. Снабженный экономичным дизелем “Ворошиловец” выдерживал непрерывный суточный марш без дозаправки. В качестве топлива могли применяться дизельное топливо или газойль. Запас хода по шоссе с грузом без прицепа достигал 390 км, с грузом и прицепом – 240 км, по грунту с грузом и прицепом – от 125 и до 200 км. Часовой расход топлива по шоссе с грузом массой 3 тонны составлял: без прицепа – 20 кг, а с прицепом – 24 кг. Впервые артиллеристы не испытывали дефицита мощности двигателя, достаточной была и грузоподъемность тягача. Сила тяги также вполне устраивала заказчиков, даже в сухую погоду она ограничивалась только сцеплением гусениц с грунтом и реализовывалось вплоть до полной выборки клиренса. В конце 1939 года началось производство (стендовая сборка) “ворошиловцев”, составлявшее в среднем до полутора машин в день. К концу августа 1941 года, до эвакуации завода в Нижний Тагил, их выпустили 1123 штуки причем с июля темпы сборки значительно возросли – до 3-4 машин в сутки. И, тем не менее, это техники не хватало. Если по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в артиллерии Красной Армии полагалось иметь 733 тягача “Ворошиловец”, то на 1 января 1941 года их там насчитывалось лишь 228. Всего с 22 июня 1941 года до окончания производства 1 сентября, ХПЗ поставил в армию 170 “ворошиловцев”. С началом войны из-за нехватки танковых дизелей типа B-2, теперь в первую очередь предназначавшихся для Т-34, на “ворошиловцах” пытались устанавливать другие моторы. Полуторатонный грузовик ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ. Необходимо отметить, что автомобиль ГАЗ-АА при всей своей простоте был технически достаточно совершенным. На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель мощностью 42 л.с. (при 2600 об/мин), однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска — зависимая: передние колеса — на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму; задние — на двух продольных кантилеверных рессорах без амортизаторов. Рабочий тормоз имел механический привод. В качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что было очень важно в тот период. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины. Топливо из него поступало в карбюратор самотеком. Запас хода по топливу составлял 215 км. Грузоподъемность автомобиля равнялась 1,5 тонны (отсюда и его прозвище — полуторка) при собственной массе в снаряженном состоянии 1810 кг. В 1938 году двигатель машины форсировали, повысив его мощность до 50 л.с. Подверглись изменению и некоторые другие узлы: рулевой механизм, крепление задних рессор, например. В остальном грузовик оставался прежним. Эта машина получила обозначение ГАЗ-ММ и, кроме Горького, собиралась в Ростове-на-Дону из деталей, поступавших с головного завода. Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной Армии. Главной их задачей была перевозка войск. Для перевозки бойцов обычные грузовые платформы оборудовались съемными поперечными скамейками. При транспортировке грузов они укладывались на дно кузова. На ГАЗ-АА ставили четыре таких скамейки, на которых размещались 16 человек. В непогоду кузова покрывались тентом. Если на автомобиле перевозили станковый пулемет, то число посадочных мест уменьшалось на два, а при перевозке его в боевом положении — на четыре. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА размещалась полковая пушка с передком и расчетом. Кроме того, несложная конструкция и высокая надежность значительно упрощали их эксплуатацию и обслуживание. На шасси ГАЗ-ММ выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55. Трехосный грузовик ГАЗ-ААА. В 1934 году началось серийное производство трехосных грузовиков ГАЗ-ААА, в значительной степени унифицированных с двухосной базовой моделью. Эта машина, спроектированная под руководством ведущего конструктора В.А.Грачева, выпускалась вплоть до 1943 года. Всего с конвейера сошло 37 373 трехоски ГАЗ-ААА. На шасси ГАЗ-ААА выпускался штабной автобус ГАЗ-05-193, топливозаправщики, радиолокационные станции, походные мастерские. В годы войны 3850 автомобилей ГАЗ-ААА и ГАЗ-ММ были оборудованы зенитными установками: пушками или счетверенными пулеметами. ГАЗ-ААА служил базой для множества разнообразных Бронеавтомобилей. Полугусеничный грузовик ГАЗ-60. ГАЗ-60 основные технологические решения унаследовал от НАТИ-2. У резиновой гусеницы шириной 390 мм-наружные металлические грунтозацепы и внутренний гребень, проходящий между сдвоенными катками. Он предохранял гусеницу от соскакивания. Грузоподъемность ГАЗ-60 составляла 1 200 кг; двигатель - ГАЗ-M мощностью 50 л. с.; число передач - 4; длина - 5300 мм, ширина - 2400 мм, высота - 2085 мм; база - 3350 мм. Масса в снаряженном состоянии -- 3375 кг. Наибольшая скорость - 35 км/ч. Средний расход топлива-около 57 л/100 км. Недостатки избранного для нее движителя вынудили завод в 1942 г. свернуть выпуск этой машины Трехтонный грузовик ЗИС-5. ЗиС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу же пошло гладко, без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки. Конструкция машины была классической - лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина - прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Привод тормозов - механический, двигатель - шестицилиндровый мощностью 73 л.с. при 2300 об/мин. Выпуск автомобилей постоянно наращивался. В первый месяц собирали по шесть-семь машин в день, затем - десятками и сотнями. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Грузили на ЗиС-5, как правило, четыре-пять тонн, хотя рассчитан он был на три. И перевозил он груз спокойно, без надрыва. Популярными "трехтонки" были и в Красной Армии, где к июню 1941 года их насчитывалось 104 тысячи С началом Великий Отечественной войны потребность в ЗиС-5 резко возросла - в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек. Трехосный грузовик ЗИС-6. В 1933 г. по проекту HATИ начато производство трехосного ЗИС-6. На шасси ЗИС-6 монтировались реактивные миномётные установки "Катюша" и Бронеавтомобили БА-11. |
|