Навигация: Главная <== Механизация сельского хозяйства. <====>
Цикл статей доцентa Ставропольского агроуниверситета Николая Бугайченко

Контролируй, чтобы помочь.
Опыт эксплуатации С/Х техники в хозяйствах Ставропольского края.

Предуборочные семинары с комбайнерами в этом году прошли на редкость интересно, особенно во второй бригаде, которой вот уже десятый год руководит Степан Дубов

- Степан Степанович обращается Василек - я в этом году впервые буду работать на комбайне. Страшновато как-то...

- Все когда-то что-то делают впервые. И я бригадиром не родился.

- Так оно то так, дядя Степа. Но мне больше, чем другим, учиться надо. Унаших опытных механизаторов. Да и в книжки заглядывать.

- А я что, не даю читать книжек? И сам, что спрашиваешь, объясню. Не один год до бригадирства комбайном управлял. Знаю, что и как надо.

- За помощь спасибо. Я это ценю и частенько пользуюсь добротой вашей.

- А я всегда готов помочь. Особенно молодым. Сам вижу и знаю, кому и в чем, - польщенный похвалой, заявил бригадир. - И должность меня к этому обязывает.

- Так я, дядя Степа, хочу спросить вот о чем. Мне больше, чем другим комбайнерам, надо читать книжки. И читаю. Но ответ на один вопрос нигде не нашел.

- Это на какой же?

- Да как вы будете контролировать качество моей работы?

- Как всегда. Намолотишь столько, сколько контрольные обмолоты покажут, я скажу: молодец! А если больше, - продолжает Степан, - за дополнительные центнеры получишь дополнительную оплату.

- Но где же я дополнительные центнеры возьму? - засомневался Василек.

- Там, где в прошлом году другие находили...

- Вот этого-то я и не могу понять. Сомнение закралось у меня: наверно, задание давали заниженное, - несмело вставил Василек.

- А я что ли, по-твоему, эти контрольные обмолоты выдумывал? Ёще в советское время их широко применяли. Потом, в период реформ, подзабыли. А сейчас опять о них вспомнили. Контрольные обмолоты проводит же у нас самый лучший комбайнер бригады Иван Правдивцев. Ты что, не веришь ему?

- Простите, дядя Степа, я верю, - оправдывается Василек.– Я ни вас, ни дядю Ваню ни в чем не виню...

- Так чего же?

- Хочу понять, как работать, чтобы в отстающие не попасть. Ведь и в прошлые годы не все комбайнеры получали за дополнительные намолоты. Ох, далеко не все... Что они, плохие? - продолжал Василек, - не захотели хорошо заработать? Не смогли или не захотели намолотить столько, сколько заданием устанавливалось?

Бригадир задумался: как объяснить Васильку, что-бы ни малейшего сомнения у него не осталось, и работа у него шла хорошо.

- Давайте все по порядку - в спор вмешиваюсь я. - Контрольные обмолоты предусматривают два момента. Первый - надобно, правильное задание дать по намолоту зерна. И второй, стало быть, - проверить действительные намолоты каждого комбайнера. Как определяли контрольное задание в прошлом году, хотя бы на прямом комбайнировании? - спрашиваю у Степана.

- Очень просто. По двум диагоналям поля прокосы сделали. Зная ширину захвата жатки и длину диагоналей поля, определили скошенную площадь. После взвешивания намолоченного зерна установили контрольное задание.

— Что ж, логично. Так можно сравнительно точно определить средний урожай зерна с гектара на данном поле, - заключаю я.

Но тут в разговор опять вмешивается Василек:

- А на всех участках поля урожай одинаковый?

- Конечно, нет, - поясняет Степан, - Чаще всего разница бывает. Иногда значительная. Так?

- А конкретнее? - прошу я.

- Центнер - два, - а то и 6ояъше.

- А если в процентах?

- Процентов? Эдак пять - десять, если не более, - уточняю я.

- Значит, урожай на отдельных участках поля разный, а контрольное задание для всех одинаковое? - невольно вырвалось у Василька.

- Но ведь не будешь же проводить контрольные обмолоты в каждом загоне - косить надо, - отпарировал бригадир.

- Значит, на участках, где урожай ниже среднего, как ни потей, ни зернышка не теряй, а в передовики не выбьешься? - удивляется Василек и продолжает: - А кому повезло, можно и не очень волноваться за потери? Доплата все равно обеспечена?

- Не совсем так, но похоже, - соглашается Степан. - На подборе валков то проще. Почти каждый имеет дополнительный намолот.

- А за счет чего? - любопытствует Василек.

- Валки для контроля, поясняет Степан, - подбирали выборочно, через равные интервалы. Захват жатки брали шесть метров. А она-то захватывает меньше. Вот и заниженным оказывается контрольное задание, - как бы оправдывается бригадир. - Значица, контрольное задание по намолоту дать достаточно обоснованное не так-то просто? - интересуюсь я.

- В том-то и беда,— соглашается Степан.

- Но беда, стало быть, не только в этом, - возражаю я. - Дело в том, что проверить выполнение контрольного задания тоже, не просто. Судите сами: кто будет точно замерять расстояние от погрузки зерна до выгрузки? Нет возможности точно определить и намолот: кто согласится возить от каждого комбайна по полкузова зерна, тем более в напряженные дни страды? А как часто надо проводить контрольную проверку действительных намолотов?

- Чтобы ответить на эти вопросы, - вмешивается в разговор Василек, - следует в первую очередь решить, для какой цели нужен контроль.

Признаюсь, ни я, ни Степан вначале не поняли существа поставленного вопроса. Что значит - для какой цели?

- Видите ли, Игнат Игнатович, - продолжает Василек, - я сам этого не мог понять и ходил к Ивану Степановичу.

Это, значица, Василек ходил к агроному ученической бригады. Василек — его лучший ученик. Чуть что — бежит к учителю.

- Иван Степанович сказал, что главное в контроле - его цель. А цели-то могут быть разные. Контрольные обмолоты предусматривают проверку: хороший комбайнер или плохой? Отсюда и получай по заслугам. Они ставят как бы под сомнение добропорядочность механизатора, будто он сам не хочет убрать все до зернышка. А ведь целью контроля должно быть оказание комбайнеру помощи, причем самой своевременной и действенной. Так Иван Степанович и сказал, - передает Василек мысли своего учителя. - Нужен такой контроль, который давал бы возможность точно знать, в какой момент надо изменить регулировку рабочих органов комбайна.

- Стоп-стоп, Василек, - останавливает его Степан. - Если послушать вас с Иваном Степановичем, то контрольные обмолоты я должен проводить не только в каждом загоне, но еще и по несколько раз в день?

- А может, они и вовсе не нужны? - вмешиваюсь я и начинаю рассуждать: контрольный обмолот - это метод определения контрольного задания по намолоту, установить которое, как мы ужо выяснили, не только не просто, но и невозможно. А проверить, значица, выполнение задания надо? Стало быть - надо! Но сделать это еще труднее.

- А может ли задание по намолоту быть перевыполненным? – интересуется Василек

- Может, стало быть, если комбайн, проводивший контрольный обмолот, убирал хлеб с потерями зерна. А чем больше потери при контрольном обмолоте, тем выше дополнительные намолоты зерна у комбайнеров. Если, значица, за рабочую ширину захвата жатки принять ее конструктивную ширину... Если длина пути, на котором был намолочен контрольный бункер, окажется заниженной... Если урожай на данном участке поля выше среднего... Стало быть, вот так понемножку набегут комбайнеру его (а на самом деле то совсем не его) дополнительные намолоть! А почему, скажем, контрольное задание по намолоту может быть не выполнено? Только потому, что комбайнер нерадивый и не захотел правильно отрегулировать комбайн? Или слишком быстро ехал?.. А может, ему «неудачный» участок поля попался?.. Но не много ли вопросов, на которые ответ не всегда найдешь?

- Тогда как же быть с контрольными обмолотами? – недоумевает Василек.

- Надежнее будет контроль, если потери то, значица, определять действительные. Так и надобно делать. И они не должны превышать допустимые.

- А разве без потерь работать нельзя? – сомневается Василек.

- Каковы, Степан, - обращаюсь я к бригадиру, - допустимые потери зерна на уборке хлебов?

- За жаткой - один процент, за подборщиком - полпроцента, за молотилкой - полтора.

- Всегда?

- Да нет, Василек. Я привел цифры, так сказать, для нормальных условий уборки - когда хлеб хороший, не полегший и не перестоявший, валок не перележал, погодка - что надо, - констатирует бригадир.

- А если условия уборки неблагоприятные?

- Допустимые потери могут быть выше, - утверждает Степан.

- А потери ниже допустимых пределов могут быть?

- Могут, если хлеб никудышный, или не обеспечивается нормальная загрузка комбайна.

- Вот только допустимые потери зерна за молотилкой,— добавляю я,— надобно расчленить на потери в солому из-за недомолота и свободным зерном, а также потери в полову свободным зерном и в колосьях. Тогда, стало быть, можно сразу уверенно сказать, какой рабочий орган комбайна надо подрегулировать, - заканчиваю я рассуждения.
Степан почесал затылок и вымолвил:

- Обмозгуем в правлении. За советом к Ивану Степановичу можно сходить. Но я так думаю: на первый раз по полпроцента установим допустимые потери и из-за недомолота, свободного зерна в солому и полову. Так?

- Если я правильно понял,— несмело вмешивается Василек, - определять потери надо часто, по мере изменения условий уборки?

- Наверное, - неуверенно промолвил Степан.

- Теперь ту же деку раз десять в день регулировать надо? Утром подтяни. Затем постепенно опускай - по мере подсыхания массы. К вечеру вновь подтягивай - влажность хлеба повышается, - рассуждает Василек.

- А можно не опускать деку при подсыхании массы. Зерно-то будет вымолачиваться хорошо,— провоцирую я Василька на неправильный ответ.

- Да нет, Игнат Игнатович, в этом я разобрался ранее. Действительно, в таком случае обмолотбудет лучше, но ведь улучшится и измельчение соломы. А дальше? Соломотряс, очистка, станут перегружаться битой соломой, или, как ее называют, сбоиной. На очистке трудно пробиться зернышкам через толщу этой сбоины. Почему через толщу? Да потому, что много битой соломы проваливается через деку. Опусти деку - солома не будет измельчаться и попадать на очистку, вся уйдет на соломотряс. И опять же - на соломотрясе - чем меньше помята солома, тем легче зернышкам пробиться вниз на клавишах и не потеряться.

- А как регулировать деку? - прерываю я Василька. - Опускать деку пониже, лишь бы недомолота не было?

- Да не совсем так,— возражает Василек. - Как пояснил мне Иван Степанович, полное отсутствие потерь из-за недомолота сберегает доли процента потерь зерна. Но это возможно за счет снижения скорости движения комбайна, то есть затягивания сроков уборки. В результате создается угроза куда больших потерь!

- Так что из двух зол надо выбрать меньшее? - спрашиваю.

- Правильно, - подтверждает Василек и продолжает: - Но как определить эти полпроцента недомолота? В книжках я не вычитал.

- Не все, стало быть, книжки прочитал, - отвечаю. - Не только в книжки, но и в специальные журналы надо заглядывать. В журнале «Зерновое хозяйство» сейчас рассказывают, как это делать. И тебе, Степан, - обращаюсь к бригадиру,— советую изучить эти статьи и, стало быть, вместо контрольных обмолотов применить в своей бригаде метод прямого контроля потерь зерна.

- Знакомлюсь я с этими публикациями. Вот только кому считать эти зернышки? Комбайнеру?.. Ему косить надо!

- Значит, на правлении нужно поставить вопрос о выделении специальных контролеров.

- A y меня лишних людей нет, - парирует Степан. - Всем дел - во!..

- А что, если поручить Ивану Степановичу и его школьникам? Пусть считают зернышки... А? - вопрошает Василек. - Вот здорово будет! И им учеба, и нам польза! Тут уж не прозевают подсказать и назовут цифру потерь. После этого нужное решение принимай: что регулировать и насколько, - заключает Василек.

- А под силу ли школьникам? Ведь комбайн они не изучали, не работали на нем, - засомневался Степан.

- Не сомневайся, - успокаиваю бригадира. - Определить потери куда проще, чем устранить их. Ивану Степановичу я верю: он не откажется возглавить группу контролеров-школьников, подберет достойных, научит доброму и нужному делу. Приучил же Василька к машинам еще в школе. А сейчас вот, смотрите, какой молодец перед нами, - хвалю его.

- А кто будет отвечать за их безопасную работу? Комбайн тоже не игрушка.

- А ты их, Степан, к комбайну на пушечный выстрел не подпускай. Пусть к копне подходят только после прохода комбайна, - успокаиваю я Степана.

- А что - я поверю таким контролерам, - немного стушевавшись, заметил Василек и добавил: - В школе и ученической бригаде надо учить любить наши машины, нашу землю, хлеборобский труд не только словом, но и делом.

Я остался доволен, что семинар удался.


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы:

http://agrosite.narod.ru


Hosted by uCoz


Другие статьи "Русского Инженерного портала" по теме:

  • Состояние машинотракторного парка с/х СНГ.
  • Принципы подбора тракторов и агрегатов.
  • Авто - Тракторный прицепной состав.
  • Рекомендации по выбору комбайнов.
  • Какой комбайн лучший?


  • Hosted by uCoz

    Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - 2005 - Январь 2011.