Цикл статей автора: "Приключения инностранцев в России".
Кормоуборочный комбайн Е-281 “Марал-125”.
Опыт эксплуатации зарубежной техники в хозяйствах Калужской области.

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов. "The Russian Engineering" ©. 2009/2010/2011.


Doppstadt GmbH Е-280

Doppstadt GmbH. Е-281

Doppstadt GmbH. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-281

Кировец-ЛандТехник. Е-302

Кировец-ЛандТехник. Е-303

СУПЕРМАШИН "Джон Дир"

КСК-100 Гомсельмаш.

ПН-450 Тула.

Енисей-324 Красноярск.

Дон-680 Ростсельмаш.

От Автора: Совместное предприятие “Кировец-ЛандТехник Санкт-Петербург”, учрежденное ОАО “Кировский завод” и немецкой фирмой “Doppstadt GmbH”, производит самоходные кормоуборочные комбайны Е-281 - “Марал-125”, представляющий собой усовершенствованный тип хорошо зарекомендовавшего себя в России кормоуборочного комбайна Е-280 / 281С.

К сожелению, модернизация явно не пошла на пользу именитому немцу - капризная электроника, "экзотическая" пневматика и прочие "навороты" создают массы проблем в эксплуатации, а русский двигатель ЯМЗ-238 - оказался единственным надёжным агрегатом этой машины!

За время моей работы мне попадались “Марал-125” четырёх-пяти модификаций:

  1. Е-281 с новой стеклянной кабиной и удлинённым не складывающимся силосопроводом.
  2. Е-281 с новой стеклянной кабиной, удлинённым складывающимся силосопроводом, топливным баком позади двигателя, наличием автоматизированной централизованной системой смазки и дизайном.
  3. Е-281 с новой стеклянной кабиной, удлинённым складывающимся силосопроводом и дизайном.
  4. Е-281 с новой стеклянной кабиной, удлинённым складывающимся силосопроводом, расширенным задним мостом и дизайном.
Правда разобраться сегодня, кто и какие модификации Е-281 производит, практически невозможно...


По заявлению производителя:

  • Е-281 “Марал-125” оснащен металлодетектором и улавливателем инородных тел для защиты измельчающего агрегата от попадания металлических и других посторонних предметов.

  • В комбайне применен удлиненный силосопровод, обладающий возможностью поворота на 200° и гидравлическим приводом козырька направления выброса.

  • Простота – кормоуборочные комбайны Е-281 «МАРАЛ-125» просты в управлении и настройке при минимальном износе частей.

  • Наличие отлаженной системы сервисного обслуживания позволяет оперативно устранять возникшие неисправности.

  • Комбайн гарантирует номинальную пропускную способность зеленых кормов - 60 т/час, подвяленных кормов – 43 т/час и кукурузы на силос – 60 т/час. При хорошей организации уборки “Марал-125” может обеспечить заготовку до 15 000 тонн кормов в год. Производительность комбайна требует привлечения для вывоза готовой зеленой массы около 8-10 машин.

  • Кормоуборочные комбайны Е-281 «МАРАЛ-125», имея собственный вес около 5,5 тн, обеспечивают низкое удельное давление на грунт и, следовательно, меньшее уплотнение почвы по сравнению с импортными комбайнами и с комбайном «Дон-680», что актуально для сохранения травяного покрова многолетников.


Опыт эксплуатации 3-х летнего “Марал-125” в Колхозе им. Мичурина, Калужской области.

  • Металлодетектор и улавливатель инородных тел для защиты измельчающего агрегата от попадания металлических и других посторонних предметов - источник постоянных головных болей комбайнёра - постоянно "глючит" и беспрепятственно пропускает даже железо!

  • Шестерёнка поворотного механизма силосопровода развалилась уже на второй день - заводской брак! Удлинённый силосопровод в транспортное положение не складывается (в отличае от аналогов) и рвёт стойки-растяжки, постоянно забивается измельчённой массой на изгибе.

  • Система управления агрегатами комбайна - электронно-пневматическая - крайне восприимчива к пыли, грязи, маслу и вибрации, очень капризная и требует постоянного контроля и ремонтно-наладочных работ. Уже на третий год эксплуатации, выявились неисправности в пневмоцилиндре включения привода измельчающего барабана и пришлось самостоятельно заменять манжеты из подходящего материала.

  • Дважды за сезон, происходила серьёзная авария - выламывая подшипники, измельчающий барабан вылетал из измельчающей камеры и кромсал её панели. Причины аварии установить так и не удалось!

  • В Колхозе им. Мичурина, на вывозе готовой зеленой массы от Марала вполне справлялись три - четыре МТЗ-80 с тележками 2ПТС4. А максимальная пропускная способность комбайна достигала 100 - 120 т за смену! С учётом бесконечных поломок 3-х летнего комбайна, силосную яму на 1500 тонн, набивали целый месяц! За весь сезон, нам удалось заготовить "ажно" 3500 тонн силоса и сеннажа... Впрочем в других хозяйствах района "Маралы" и с этим не справились!


Опыт эксплуатации однолетнего “Марал-125” в Агрохолдинге "Монастырское Подворье", Калужской области.

  • Удлиненный силосопровод модернизированного “Марал-125” уже складывается в транспортное положение, но при повороте с одной стороны комбайна на другую, по инерции, с силой бьёт по ограничителю поворота, рискуя в любой момент вырвать крепления силосопровода.

  • Произошла и серьёзная авария - выламывая подшипники, измельчающий барабан вылетел из измельчающей камеры и повредил её детали. Причиной аварии вероятнее всего стала автоматизированная система смазки, работу которой практически невозможно проконтролировать!

  • В Агрохолдинге "Монастырское Подворье", на вывозе готовой зеленой массы от Марала использовались - в одном из хозяйств: грузовик МАЗ - 551605 и два китайских грузовика Шанкси - в другом: тот-же МАЗ - 551605, МТЗ-1221 с ПИМ-9 и МТЗ-80 с тележкой 2ПТС4. Несмотря на то, что водителем комбайна был инженер-механик с/х с многолетним опытом работы на комбайнах Е-280 / 281С, максимальная пропускная способность комбайна достигала 160 - 180 тонн за смену! На последнем этапе заготовки кормов, был так-же задействован восстановленный комбайн Е-281С с подборщиком и дисковая косилка. Работа была организованна таким образом, что пока один комбайн находился в ремонте - другой работал в поле, и этим достигалась беспрерывная заготовка зелёного корма. За весь сезон, нам удалось заготовить одним комбайном “Марал-125” около 10 000 тонн сеннажа и зелёнки для подкормки КРС, в двух хозяйствах области с удалением в 150 км. друг от друга.


Анализ неисправностей выявленных при эксплуатации “Марал-125” в хозяйствах Калужской области.

  • Удлиненный силосопровод модернизированного “Марал-125” уже складывается в транспортное положение, но при повороте с одной стороны комбайна на другую, по инерции, с силой бьёт по ограничителю поворота, рискуя в любой момент вырвать крепления силосопровода. Шестерёнки поворотного механизма силосопровода не выдерживают даже одного сезона при интенсивной эксплуатации! Удлиненный силосопровод постоянно забивается измельчённой массой на изгибе.

  • Система управления агрегатами комбайна - электронно-пневматическая - крайне восприимчива к пыли, грязи, маслу и вибрации, очень капризная и требует постоянного контроля и ремонтно-наладочных работ. Металлодетектор и улавливатель инородных тел для защиты измельчающего агрегата от попадания металлических и других посторонних предметов - источник постоянных головных болей комбайнёра - постоянно "глючит" и беспрепятственно пропускает даже железо!

  • После заготовки около 15 000 тонн корма, случается серьёзная авария - выламывая подшипники, измельчающий барабан вылетает из измельчающей камеры. Приходится снимать барабан целиком, полностью заменять все стойки и ножи, подшипники и некоторые повреждённые элементы измельчающей камеры. Причиной аварии вероятнее всего является низкое качество подшипников или система смазки, в том числе и автоматизированная, работу которой практически невозможно проконтролировать!

  • Производительность комбайна заявленная производителем явно завышена, и на самом деле напрямую зависит от урожайности зелённой массы, погодных условий, рельефа местности и размеров жатвенной части. При хорошей организации уборки “Марал-125” может обеспечить заготовку не более 3 000 тонн кормов в месяц. При этом, после заготовки около 6 000 тонн, необходима полная замена всех приводных цепей и звёздочек, приводных ремней, многих шлицевых валов и подшипников. Кроме того, требуется регулярный контроль и протяжка крепления реверсивной коробки, элементов шасси и пр., русский двигатель ЯМЗ-238 - единственный надёжный агрегат этой машины! Хорошее мнение сложилось и о гомельской жатке, поставляемой в комплекте с комбайном - по качеству изготовления, она не только не уступает немецкому "оригиналу", но в чём-то даже его превосходит.

  • Кормоуборочные комбайны Е-281 «МАРАЛ-125», имея самые маленькие колёса среди аналогов, не обеспечивают требуемую проходимость, что резко ограничивает возможности его применения в сложных погодных условиях и особенно на слабых грунтах - стоит раз буксануть и он сразу садится "на брюхо", что приводит к частому выходу из строя муфты сцепления, бортовых редукторов и соединительных шлицевых валов. Короткая база машины улучшает манёвренность в поле, но создаёт серьёзные проблемы с управляемостью при перегонах - машина буквально рыскает из стороны в сторону и требует от водителя предельного напряжения и внимания.

  • Ремонтопригодность машины не выдерживает абсолютно никакой критики - человеку среднего роста и нормальной комплекции практически невозможно никуда подобраться из-за слишком плотной и "мудрённой" компоновки. Даже заправка топливом и техобслуживание комбайна превращается в настоящее "приключение"!

К сожелению, модернизация популярного в средней полосе России комбайна Е-280 /281С (оснащение электроникой в духе времени), не только не пошла ему на пользу, но и значительно снизило его эксплуатационные качества. Конструкторы Е-281 «МАРАЛ-125» умудрились испортить даже то, что замечательно работало на старой машине Е-281С - например натяжители ремней, и мы вынуждены - там где это ещё возможно - устанавливать узлы от старого но "проверенного временем" комбайна. А общее время простоя на ремонт, техобслуживание и из-за погодных условий достигает около 70% рабочего времени! Кабина от кормоуборочного комбайна Е-282, установленная на Е-281 «МАРАЛ-125», хоть и больше по размеру, но по эргономике резко уступает современным аналогам отечественного производства - в ней очень тесно человеку среднего роста и нормальной комплекции. У комбайна так-же отсутствует отсек для размещения бортового инструмента и мелких запасных частей.

P.S. Нет я не против прогресса и мне понятны желания руководителей хозяйств обеспечить себя современной высокопроизводительной техникой, однако, на первом месте должна быть всё-таки экономическая целесообразность такого приобретения, иначе многообещающая покупка превращается в "чёрную дыру" пожирающую миллины рублей без намёка на окупаемость. Показателен пример одного из хозяйств Калужской обл., где закупили высокопроизводительный кормоуборочный комбайн фирмы "Джон Дир" с двигателем в 600 л.с. оборудованный подборщиком. Так вот, что-бы обеспечить полдня работы этому "мастадонту", им приходиться три дня косить траву тремя косилками и укладывать массу в сдвоенные валки! Таким образом, итоговая производительность этого СУПЕРМАШИН не превышает результатов КСК-100, а расход топлива кормозаготовительного звена приближается к расходу Боинг-747 на взлёте!

Реальная производительность комбайнов, на самом деле напрямую зависит от урожайности зелённой массы, погодных условий, рельефа местности и размеров жатвенной части при работе "на прямую". Более того, многие производители предлагают свои "измельчители" именно в комплекте с другими машинами (косилки, грабли, ворошилки, валкообразователи), для использования в качестве "кормозаготовительного комплекса" и их самостоятельное использование резко снижает эффективность применения. Например кормоуборочные комбайны Е-280 / 281С предлагались в комплекте с несколькими самоходными косилками - плющилками Е-302 / 303.


В отношении Нашего сайта поступила жалоба следующего содержания:

На странице http://russianengineering.narod.ru/land/kombine-maral.htm незаконно используются фотографии, принадлежащие фирмы STARCO. Фотографии продукции фирмы STARCO сделаны фирмой на специализированной выставке. Мы не давали разрешение на их заимствование.

Поскольку на этом же сайте находятся материалы националистического характера (а ГДЕ это?), мы не хотим, чтобы с ними каким-то образом были ассоциированы наши продукты и наша торговая марка. Просим предупредить владельца сайта о необходимости их удаления. Если он не выполнит нашу просьбу, мы будем вынуждены обратиться к разрешению проблемы согласно законодательству РФ в плане охраны наших законных авторских прав.


Я конечно удалил указанные фотографии - без проблем! Что касается ссылки на якобы имеющиеся на сайте материалы националистического характера, то это конечно неприкрытая ложь! - Просто моя статья критикует немецкий металлолом, который эта фирма впаривает доверчивым покупателям, вот они и пытаются таким образом избежать огласки и заткнуть мне рот....


Автор: Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов.
Главный Инженер Колхоза им. Мичурина, Калужской обл. сезон 2008 г.
Главный Инженер Агрохолдингa "Монастырское Подворье", Калужской обл. сезон 2009 г.
Главный Инженер Агрофирмы "Хотьково", Калужской обл. осень 2009 г.

Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы порталов:
  1. http://www.maral.spb.ru
  2. http://www.selmash.gomel.by
  3. http://www.agromh.com
  4. http://www.rostselmash.ru


Другие статьи "Русского Инженерного портала" по теме:

  • Агротехника. Иномарка - вещь в себе?
  • Состояние машинотракторного парка с/х СНГ.
  • Cельскохозяйственные тракторы “New Holland” t8040.
  • Рекомендации по выбору комбайнов.
  • Какой комбайн лучший?


  • Hosted by uCoz

    Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - 2005 - Февраль 2011.