Навигация: Главная <== Механизация сельского хозяйства. <====>
Цикл статей автора: "Риск-бизнес" или "Зона рискованного земледелия"?!
Авто - Тракторный прицепной состав.
Опыт эксплуатации С/Х техники в хозяйствах Калужской области.

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов - "The Russian Engineering" © - 2010-2011.

От Автора: С началом "Перестройки" в СССР, а затем и в РФ, разнообразные СМИ, чиновники и политики разного уровня, усиленно внушают нам, что наше сельское хозяйство принципиально убыточно, а применяемые отечественные технологии и техника морально устарели и экономически неэффективны. Как следствие, руководителям с/х предприятий упорно "впаривается" новая и бывшая в употреблении дорогостоящая импортная техника, под предлогом её "высокой" эффективности. К сожелению, новоиспечённые "помещики" и "управляющие" с/х предприятий, в большенстве своём не имеющие с/х образования, легко поддаються на лживые увещевания ушлых "советников" и "выкидывают на ветер" миллионы рублей ради блестящих лаком импортных "безделушек".

Вместе с тем, поработав в трёх различных с/х предприятиях гл. инженером, я столкнулся с удивительной закономерностью - из-за неправильного подбора тракторов и агрегатов по "реальным" тяговым усилиям, эффективность использования отечественных тракторов не превышала 30%, даже без учёта времени вынужденного простоя! В данной статье мы попробуем разобраться с подбором прицепов к тракторам.



Полуприцеп тракторный самосвальный 1ПТС-2

Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС-4.

Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС-4 с кузовом емкостью 45 м3.

Полуприцеп тракторный самосвальный ППТС-5

Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС-6.

Прицеп тракторный самосвальный 3ПТС-6,5.

Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС-8.

Полуприцеп тракторный самосвальный 1ПТС-9.

Прицеп тракторный самосвальный 2ПТС-10.

Полуприцеп тракторный самосвальный 1ПТС-10.

Полуприцеп тракторный самосвальный 1ПТС-12.

Прицеп тракторный самосвальный 3ПТС-12.

Прицеп тракторный самосвальный 3ПТС-12.

Полуприцеп тракторный самосвальный 1ПТС-14

Полуприцеп тракторный самосвальный 1ПТС-16

МТЗ-80 с прицепом 2ПТС4. Так перевозят рулоны сена в "передовых" хозяйствах....

МТЗ-82 с прицепом РЖТ-10. Силёнок вполне хватает...

МТЗ-52 с прицепом ПИМ-40. Старость не помеха...

МТЗ-82 с прицепом ПИМ-40. Классика жанра...

Принцип формирования тракторно - прицепного состава:

Например: обычный состав из Трактора К-701 (полный вес 15 т.) и сцепки 1ПТС-9 (полный вес 14 т.) с 3ПТС-12 (полный вес 18 т.), то-есть полный вес сцепки состовляет 32 т., а вот состав из Трактора К-701 (полный вес 15 т.) и сцепки ОЗТП-8573 (полный вес 21 т.) с ОЗТП-8572 (полный вес 19 т.), то-есть полный вес сцепки достигает уже 40 т.

Таким образом, полный вес сцепки используемой на всех видах дорог, может быть в два раза больше собственного веса трактора, при условии обязательного использования тормозной системы прицепов. Более того, полный вес сцепки используемой на дорогах I-й Группы, может быть в два с половиной - три раза больше собственного веса трактора. Возможен и другой вариант - при перевозках груза III и IV Класса, полный вес такой сцепки так-же снижается, что позволяет их использовать на всех типах дорог.

Например: обычный состав из Трактора МТЗ-82 (полный вес 4 т.) и прицепа 2ПТС-6 (полный вес 9 т.) используемого на всех видах дорог, в два раза больше собственного веса трактора и является "предельным" при перевозках груза II и I Класса. Однако при перевозках груза III и IV Класса, сцепка двух 2ПТС-4 (снаряжённая масса 1800 кг.) не превышает полный вес сцепки в 9 т. и позволяет пользоваться всеми видами дорог. Более того, при перевозках груза III и IV Класса, может быть использована сцепка ППТС-5 (снаряжённая масса 1830 кг.) и 2ПТС-4 (снаряжённая масса 1800 кг.) не превышающая полный вес сцепки в 10 т. и позволяет пользоваться всеми видами дорог, так-как полуприцеп ППТС-5 догружает заднюю ось трактора и повышает его тяговые способности.

- А как-же в таком случае складывается ситуация с расходом топлива?

Расход топлива трактора Т-40М с 1ПТС-2, при перевозках груза IV Класса (то-есть менее 1 т.) на дорогах II-й Группы, составляет 4.3 кг/ч. Тот-же трактор с 2ПТС-4, и при тех-же условиях, перевозит в 2 раза больше, расходуя при этом 4.9 кг/ч. Таким образом, несмотря на рост производительности в два раза, расход топлива вырос лишь на 12% за рейс!

Расход топлива трактора Т-150К с 3ПТС-12, при перевозках груза IV Класса (то-есть менее 6 т.) на дорогах II-й Группы, составляет 20.2 кг/ч. Тот-же трактор с сцепкой из 3ПТС-12 и 1ПТС-9, при тех-же условиях перевозит на 75% больше, расходуя при этом 20.6 кг/ч - то-есть расход топлива вырос лишь на 8% за рейс!

Весомый аргумент для оптимизации перевозок, не правда ли?!


Подбор прицепов и колёсных тракторов по тяговым классам:

  • тяговый класс: 0,6 тс. - Трактора Т-16, Т-25, Т-30. Агрегатируются с 1ПТС-2 при полной загрузке и 2ПТС-4 при частичной загрузке, не превышающей предельно допустимый общий вес состава.

  • тяговый класс: 0,9 тс. - Трактора Т-40, ЛТЗ-55, ВТЗ-2048А. Агрегатируются с 2ПТС-4 при полной загрузке, ППТС-5 и 2ПТС-6 при частичной загрузке, не превышающей предельно допустимый общий вес состава.

  • тяговый класс: 1,4 тс. - Трактора МТЗ-82, ЛТЗ-60, ЮМЗ–6. Агрегатируются с 2ПТС-4, ППТС-5, 3ПТС-6,5 и 2ПТС-6 при полной загрузке, 2ПТС-8 и сцепка двух 2ПТС-4 при частичной загрузке, не превышающей предельно допустимый общий вес состава.

  • тяговый класс: 2,0 тс. - Трактора МТЗ-1221, ЛТЗ-155. Агрегатируются с 2ПТС-8, 1ПТС-9, 3ПТС-6.5 и сцепка двух 2ПТС-4 при полной загрузке, 2ПТС-10, 1ПТС-10, 1ПТС-12, 3ПТС-12, сцепка ППТС-5 с 2ПТС-4, сцепка ППТС-5 с 3ПТС-6.5 и сцепка двух 2ПТС-6 при частичной загрузке, не превышающей предельно допустимый общий вес состава.

  • тяговый класс: 3,0 тс. - Трактора МТЗ-2022, К-3000, Т-150К. Агрегатируются с 2ПТС-10, 1ПТС-9, 1ПТС-10, 1ПТС-12, 3ПТС-12 и сцепка двух 2ПТС-6 при полной загрузке, 1ПТС-14, 1ПТС-16, сцепка 1ПТС-9 с 2ПТС-6, 2ПТС-10 с 2ПТС-6 и сцепка 1ПТС-9 с 3ПТС-12 при частичной загрузке, не превышающей предельно допустимый общий вес состава.

  • тяговый класс: 5,0 тс. - Трактора К-701, К-703М(А), К-744. Агрегатируются с 1ПТС-14, 1ПТС-16, сцепкой 1ПТС-9 с 3ПТС-12 при полной загрузке, и сцепкой ОЗТП-8573 (14,5 т.) с ОЗТП-8572 (13 т.) при частичной загрузке, не превышающей предельно допустимый общий вес состава.


Классификация дорог по видам и состоянию дорожного покрытия:

  1. Группа - дороги с твёрдым покрытием, обычные полевые дороги, сухие, в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги.

  2. Группа - гравийные, щебёнчатые разбитые, песчанные просёлочные, грунтовые разъезженные после дождя, стерня зерновых, задерневшая почва в твёрдом состоянии зимой и летом.

  3. Группа - разбитые, с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влажности и замёрзшая, поле после уборки корнеплодов, переувлажнённое, бездорожье в весеннюю распутицу, снежная целина.


Классификация грузов по степени использования номинальной грузоподъёмности:

  1. Класс - при коэффициэнте использования грузоподьёмности, равном 1 - полная загрузка. Достигается при перевозках грузов с высокой плотностью: грунт, песок, свежий навоз, уголь, измельчённая кукуруза на силос, минеральные удобрения, сырые брёвна.

  2. Класс - при коэффициэнте использования грузоподьёмности, равном 0,8 - неполная загрузка. Достигается при перевозках грузов с относительно высокой плотностью: частично перегнивший навоз, комбикорма, цельное и дроблённое зерно, корнеплоды, овощи, сухие брёвна.

  3. Класс - при коэффициэнте использования грузоподьёмности, равном 0,6 - половинная загрузка. Достигается при перевозках грузов со средней плотностью: полностью перегнивший навоз, опилки, пиломатериалы, измельчённая трава на сеннаж, свеже-скошенная трава на сено, солома, сено или солома прессованные в тюки.

  4. Класс - при коэффициэнте использования грузоподьёмности, менее 0,5 - частичная загрузка. Достигается при перевозках грузов с низкой плотностью: сухое сено, сено или солома прессованные в рулоны, отходы пиломатериалов, с/х животные и птица.


От Автора: С началом моей трудовой деятельности в 2008 г. Главным Инженером Колхоза им. Мичурина, в Калужской обл. а затем и Главным Инженером агрохолдинга "Монастырское подворье", я столкнулся с поразительным обстоятельством: - руководители хозяйств в течении последнего десятка лет производили хотя-бы частичное обновление парка тракторов и комбайнов, абсолютно игнорируя плачевное состояние прицепного состава, что привело к его полному износу. Например: при заготовке кормов в Колхозе им. Мичурина, 50% ремонтно - восстановительных работ приходилось на тракторные тележки..., что в свою очередь приводило к длительному простою тракторов. С той - же проблемой я столкнулся и работая в агрохолдинге!

Удивляют и сотрудники Гостехнадзора - если функциональность тормозной и рулевой систем, световой сигнализации тракторов иногда ими контролируется, то про самоходные с/х машины и прицепы при техосмотрах даже не спрашивают! ГИБДД в этом отношении более строги...

Организация тракторно-транспортных работ в хозяйствах не выдерживает никакой критики. Например: при транспортировке кормов в Колхозе им. Мичурина, преимущественно использовались трактора МТЗ-80 с прицепом 2ПТС4, независимо от объёма и веса перевозимого груза! Так рулоны сена - по личному указанию председателя Криваковой Галины Николаевны - грузили в прицеп 2ПТС4 по 2 - 3 шт. (в зависимости от степени опьянения водителя трактора-погрузчика) или вовсе возили с поля по 1 шт. насадив на пику навешанную на заднюю навеску трактора МТЗ-80... (0,5 - 1,5 т). груза. В агрохолдинге мы использовали агрегат из МТЗ-82 и переделанного в лафет разбрасывателя навоза ПРТ-10, перевозя за рейс по 12 рулонов сена (6 т. груза). Разница в производительности более чем в 6 раз!

Вот так, из-за некомпетенции руководителей хозяйств и создаються в их бюджетах "чёрные дыры". Прискорбно, не правда ли?!


Несколько советов по формированию Авто-Тракторного прицепного парка:

  • Прицепы и полуприцепы лучше покупать у одного изготовителя при сходной конструкции грузовой платформы, гидроцилиндров, колёс и резины - это значительно сокращает номенклатуру запасных частей необходимых при ремонте. Например: 1ПТС-2, 2ПТС-4, ППТС-5 и 3ПТС-6,5 для тракторов тяговых классов 0,6 - 1,4 и 2ПТС-6, 1ПТС-9 и 3ПТС-12 для тракторов тяговых классов 2 - 5.

  • Если в хозяйстве используются автомобили-самосвалы ГАЗ-САЗ-4509 с прицепами ГКБ-8536, автомобили-самосвалы КАЗ-4540 с прицепами ГКБ-8535 или автомобили-самосвалы ЗИЛ-4331 с прицепами ГКБ-8350, то эти прицепы имеет смысл так-же агрегатировать с тракторами типа МТЗ-82 - это значительно сокращает номенклатуру запасных частей необходимых при ремонте. Более того, при необходимости, резина этих грузовиков и прицепов может устанавливаться на передние колёса тракторов марки МТЗ-82.

  • Если в хозяйстве используются автомобили-самосвалы УРАЛ-5557 с прицепами ГКБ-8551 или автомобили-самосвалы КАМАЗ-55102 с аналогичными прицепами, то эти прицепы имеет смысл так-же агрегатировать с тракторами типа МТЗ-1221 - это значительно сокращает номенклатуру запасных частей необходимых при ремонте.


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы:




Другие статьи "Русского Инженерного портала" по теме:

  • Расход топлива на тракторно-транспортных работах.
  • Состояние машинотракторного парка с/х СНГ.
  • Принципы подбора тракторов и агрегатов.
  • Рекомендации по выбору комбайнов.
  • Какой комбайн лучший?


  • Hosted by uCoz

    Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - 2005 - Январь 2011.