Навигация: Главная <== Механизация сельского хозяйства. <====>
Цикл статей автора: "Риск-бизнес" или "Зона рискованного земледелия"?!
Борьба с уплотнением почвы. Сдвоенные колеса.
Резервы использования энергонасыщенных тракторов в с/х.

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов. "The Russian Engineering" © - 2010-2011.

В современных условиях приоритетными направлениями исследований в области обработки почвы являются: оптимизация агрофизических свойств почвы, поддержание благоприятного для сельскохозяйственных культур фитосанитарного состояния, предупреждение эрозионных процессов, обоснование основных параметров и нормативно-технологических показателей обработки почвы (сроков, способов, глубины, качества обработки и т.д.).



TPAKTOP К - 744.

TPAKTOP XTZ-16331

TPAKTOP XTZ-16331

TPAKTOP МТЗ-82

TPAKTOP К-701

TPAKTOP ФЕНДТ

TPAKTOP К-701

TPAKTOP К-701

При решении этих насущных проблем для сельскохозяйственных предприятий Рязанской области, управление сельского хозяйства совместно с коллективом учёных Рязанской сельскохозяйственной академии разработали перспективную программу научно-исследовательских работ.

В результате анализа систем обработки почвы, существующих в хозяйствах области, установлено, что первостепенное значение приобретает разработка высокоэффективных почвозащитных и ресурсосберегающих технологий с широким применением приёмов минимализации обработки. Сегодня система земледелия должна вестись на базе адаптивно-ландшафтных элементов.

Поэтому способы обработки почвы выбирают дифференцировано в зависимости от особенностей агроландшафта и свойств почвы, степени проявления эрозионных процессов и биологических особенностей культур, погодных и гидрологических условий и т.д. По данным академика РАСХН, председателя координационного совета по обработке почвы Макарова И.П. в полевых севооборотах Нечернозёмной зоны наиболее эффективны разноглубинная и комбинированная системы обработки почвы с элементами минимализации.

В Рязанской области уже многие руководители сельхозпредприятий осознано внедряют новые системы обработки почвы в своём производстве. В качестве примера можно привести председателя колхоза "Шелковской" Старожиловского района Серёгина А.М. Хозяйством был приобретён американский трактор Катерпиллер "Челленджер" в комплекте с широкозахватной почвообрабатывающей и посевной техникой. Было бы слишком просто заплатив большие деньги и получив хорошую технику остановиться на достигнутом.

В хозяйстве идёт постоянное совершенствование конструктивно-технологических показателей отечественных почвообрабатывающих агрегатов. Основной упор сделан на использование мощной производительной широкозахватной техники. Одними из первых в области в этом хозяйстве стали использовать: сдвоенные колёса на тракторах К-701; конструировать сцепки, позволяющие увеличить число прицепных орудий и обрабатываемую площадь за один проход трактора; применять "нулевую", поверхностную и минимальную обработку почвы. Проведённые исследования учёных РГСХА доказали целесообразность внедряемых технологических новаций руководством колхоза "Шелковской". К основным недостаткам отечественной техники можно отнести их высокую металлоёмкость, небольшую ширину захвата и минимальное количество операций, выполняемых за один проход машино-тракторного агрегата.

Под воздействием ходовых систем тяжёлой техники увеличивается плотность почвы, уменьшается её фильтрационная и поглотительная способность, величина урожая снижается на 5-30 %. Выбор рациональной системы обработки почвы и правильного формирования машино-тракторного агрегата позволяет сводить перечисленные недостатки к минимуму.

В зависимости от засорённости и требовательности культур к плотности почвы достаточно успешно можно заменить традиционную отвальную систему обработки почвы на безотвальную, поверхностную или нулевую обработку (посев в стерню). Специалистами хозяйства в последние годы проводится внедрение минимальных приёмов обработки почвы при выращивании культур сплошного способа сева. Кроме того идёт поиск оптимального состава почвообрабатывающих агрегатов с увеличением ширины захвата.

Так в колхозе при культивации зяби сравнили работу двух агрегатов: - К-701 + КТС-10.01 и - К-701 со сдвоенными колёсами + сцепка + КПС-4 (3 шт.). Производительность второго агрегата на 60 % превосходила первый, при этом расход ГСМ на 1 га снизился в 2.2 раза. Данное энерго- и ресурсосбережение положительно сказалось на качестве обработки. После культивации КПС-4, которую можно производить на большей скорости, плотность верхнего слоя почвы была на 10 % ниже, чем на участке с КТС-10.01.

Во время подготовки почвы к посеву было изучено влияние различных тракторов и орудий на свойства почвы. Масса американского трактора "Челленджер" превышает К-701, однако благодаря широким резиновым гусеницам (700 мм каждая) удельное давление на почву и её плотность не превосходит критических значений 1.3 г/см3. Плотность верхнего слоя почвы по следу гусеницы составила в момент сева 1.0 г/см3. Для сравнения плотность почвы по следу колеса К-701 была 1.18 г/см3.

Третьим вариантом с наименьшей плотностью почвы 0.95-0.97 г/см3 стал агрегат К-701 со сдвоенными колёсами. Благодаря новаторскому решению удалось устранить самый большой недостаток тяжёлого трактора - высокое давление на почву. Подобную закономерность имела величина твёрдости почвы. В верхней части 0-10 см значение твёрдости почвы по следу гусеницы "Челленджера" и сдвоенных колёс "Кировца" была приблизительно равна.

Твёрдость почвы по следу серийного К-701 увеличивалась по сравнению с первыми вариантами на 50-60 % и составляла 11 г/см2. Другим фактором значительно влияющим на производительность является ширина захвата агрегата. Американский трактор имеет прицепную технику с шириной захвата 18 метров. Сеялка "Хорш" позволяет, благодаря бункеру объёмом 10 м3 за одну заправку семенами и удобрениями посеять площадь в 20 га. Однако масса сеялки с полным бункером достаточно большая и её ходовая часть оказывает очень высокое давление на почву. Плотность почвы по следу сеялки повышалась на 25 % до значений 1.24-1.26 г/см3, а твёрдость почвы на 80-90 %. Трактор К-701 со сдвоенными колёсами использовался на посеве с пятью сеялками СЗУ-3.6. Ширина посевной полосы такого агрегата незначительно уступает агрегату "Челленджер + Хорш". Производительность агрегата с К-701 составила 8 га в час с расходом топлива 2.2 кг/га.

В таких же условиях посевной агрегат с трактором "Челленджер" достигал производительности до 16 га в час с расходом топлива 2.7 кг/га. Более высокая производительность обусловлена экономией времени на технологические остановки для заправки емкостей семенами и удобрениями. Вариант широкозахватного посевного агрегата с трактором К-701 со сдвоенными колёсами доступен на сегодняшний день многим хозяйствам области.

Использование тракторов К-701 и Т-150 К на ранневесенних и осенних полевых работах (боронование, культивация, посев яровых и озимых культур) ограничено в Рязанской области невысокой несущей способностью поверхностного слоя почвы и повышенной влажностью в период работы (24-32%). Кроме того на полях с нормальной влажностью (20-22 %) часто встречаются блюдцеобразные понижения с повышенной влажностью, где эти тракторы "вязнут".

На увлажнённых участках значительно снижается тяговое усилие колёсных тракторов К-701 и Т-150 К. Тракторный парк в системе АПК Рязанской области насчитывает около 1700 тракторов К-701 и Т-150 К. Чтобы расширить диапазон использования названных тракторов необходимо брать на вооружение опыт колхоза "Шелковской" и других передовых хозяйств. При этом необходимо знать некоторые приёмы повышающие проходимость и тягово-сцепные свойства.

Это достигается за счёт: - снижения внутреннего давления воздуха в шинах; - установки колёс с широкопрофильными и арочными шинами; - сдваиванием передних и задних колёс. Снижение внутреннего давления воздуха в шинах способствует увеличению площади контакта колеса с почвой, снижению давления трактора на почву и повышению тягово-сцепных свойств трактора. На тракторах "Кировец" и Т-150К устанавливаются колёса с шинами низкого давления, с хорошо развитыми почвозацепами.

На рыхлых почвах с низкой несущей способностью, завод изготовитель рекомендует снижать давление в шинах передних колёс до 1.2 кгс/см2 и шинах задних колёс до 1.0 кгс/см2. Если давление в шинах колёс ниже 0.8 кгс/см2 - возникает опасность проворачивания шины по диску колеса. Испытание тракторов "Кировец" с серийными и уширенными шинами проведённое на раннем весеннем бороновании, при влажности почвы 32-33 %, показали, что заметной разницы по давлению колёс на почву и глубине колеи между ними не наблюдалось, а полученные показатели имели критические значения.

В такой ситуации приемлемым и эффективным способом повышения проходимости для тракторов "Кировец" и Т-150К является сдваивание передних и задних колёс, путём установки дополнительных колёс одинакового размера с основными. С увеличение опорной поверхности колёс давление трактора на почву снижается с 1.7 кгс/см2 до 0.86 кгс/см2; а тяговая мощность увеличивается на 70-75%, что позволяет комплектовать широкозахватные агрегаты.

Постановка сдвоенных колёс на тракторы типа "Кировец" и Т-150К не оказывает существенного отрицательного влияния на управление и прочность ходовой системы. Приспособление для установки сдвоенных колёс можно заказать в ОАО "Нива Рязани". Проведённые исследования показали, что постановка сдвоенных колёс на тракторы "Кировец" и Т-150К значительно расширяет диапазон их использования на почвах с низкой несущей способностью.

Перечисленные примеры использования техники для подготовки почвы и посева имеют свои определённые условности, но сравнивая с традиционно применяемыми способами это значительный шаг вперёд, позволяющий экономить материальные и трудовые ресурсы, повысить производительность и качество работ, снизить себестоимость получаемой продукции и сократить сроки проведения технологических приёмов, что особенно важно для нашей зоны "Неустойчивого земледелия".


Д.т.н., профессор Н.В. БЫШОВ К.т.н., профессор А.М. ЛОПАТИН К.с.х.н., доцент, К.Н. ДРОЖЖИН

С.И. Подведём итоги: Сдвоенные колёса и широкопрофильные шины позволяют увеличить площадь сцепления с грунтом и снизить удельное давление на почву. Правда при этом увеличивается сопротивление почвы движению колёс. Однако есть и другие пути решения проблемы, а именно - перейти на гусеничный ход или многоосную схему.


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы:



Другие статьи "Русского Инженерного портала" по теме:

  • Расход топлива на тракторно-транспортных работах.
  • Состояние машинотракторного парка с/х СНГ.
  • Авто - Тракторный прицепной состав.
  • Рекомендации по выбору комбайнов.
  • Какой комбайн лучший?


  • Hosted by uCoz

    Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - 2005 - Апрель 2011.